Автор Тема: Видеонаблюдение: юридические аспекты  (Прочитано 7635 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 29871
  • Country: ru
  • Активность:
    13.2%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Установка системы видеонаблюдения и ее использование является весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка на предприятии,
помогает пресекать противоправные действия сотрудников и посетителей. Тем не менее применение такой системы может нести в себе определенные риски.

В действующем российском законодательстве нет самостоятельного нормативного акта, регулирующего деятельность по организации и осуществлению видеонаблюдения. Регулирования, касающиеся различных отдельных правовых аспектов видеонаблюдения, содержатся фрагментарно в кодифицированных актах РФ (ГК, ТК, КоАП),
а также в специальных законодательных актах:

• Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — «Закон о персональных данных»);
• Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
• и др.

Настоящая статья анализирует основные законодательные требования к осуществлению видеонаблюдения и возможность применения санкций за их несоблюдение.

В качестве базовых — и с точки зрения нормативного регулирования принципиально разных — вариантов осуществления видеонаблюдения следует рассматривать видеонаблюдение, с одной стороны, в местах общего доступа и, с другой стороны, в помещениях с ограниченным доступом.

В рамках настоящей статьи под видеонаблюдением будет пониматься:

1. непосредственное осуществление видеонаблюдения посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объектах и помещениях; а также
2. запись полученного изображения и его хранение для последующего использования.

Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа

Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа предполагает, что появление любого физического лица или объекта может быть зафиксировано системой видеонаблюдения.

Следовательно, заранее определить круг лиц, которые могут попасть в зону видеонаблюдения (в отличие от наблюдения за помещениями с ограниченным доступом), невозможно. Таким образом, в поле обзора видеокамер работодателя могут оказаться как работники, так и иные лица. То есть мы в данном случае не можем говорить о видеонаблюдении как о направленном на конкретного индивида действии.

Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает правовую охрану изображения гражданина как нематериального блага. Соответственно, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением. Тем не менее указанной статьей ГК предусмотрены изъятия из общего запрета — например, когда видеосъемка производится в местах, открытых для общего доступа. Таким образом, можно заключить, что если видеонаблюдение осуществляется в таких местах, как, например, общие коридоры, холлы, торговые залы, гостевые парковки, у граждан не возникает права на запрет получения своего изображения, как это предусмотрено положениями ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ.

Как правило, в указанных зонах видеонаблюдение осуществляется с целью документальной фиксации возможных противоправных действий, которые могут нанести вред имуществу. Предполагается, что в случае необходимости материалы видеозаписей, полученных камерами видеонаблюдения, будут использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве:

1. для доказывания факта совершения противоправного действия; а также
2. для установления личности лица, совершившего соответствующее противоправное действие.

Однако, как следует из ч. 2 ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ, допустимыми судом признаются лишь доказательства, отвечающие, в частности, критерию законности.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, данные, позволяющие осуществить идентификацию лица, считаются персональными.

Соответственно, к таким данным применяются специальные требования, соблюдение которых обязательно изначально при осуществлении видеонаблюдения.

Часть 1 статьи 22 закона «О персональных данных» среди общих требований к обработке персональных данных устанавливает необходимость предварительного уведомления Федерального агентства по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи —например, обработка персональных данных в рамках трудовых отношений и т. д.

Таким образом, прежде чем приступать к установке системы видеонаблюдения и предполагая использовать ее для получения доказательств совершения неправомерных действий, работодателю необходимо уведомить Роскомнадзор. Форма такого уведомления введена приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706. Роскомнадзор вносит указанные в уведомлении сведения в реестр операторов, который является общедоступным.

Информация, полученная с камер системы видеонаблюдения в отсутствие предварительного уведомления Роскомнадзора, не будет иметь юридической силы по смыслу ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ.

Принимая в качестве общего правила, что система видеонаблюдения устанавливается и эксплуатируется организацией самостоятельно, тем не менее, отмечаем распространенную практику, когда осуществление видеонаблюдения поручается стороннему охранному предприятию.

В таких случаях обязательно уведомление посетителей о том, что в помещениях производится видеонаблюдение в силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Для выполнения такого требования достаточно установить хорошо читаемые таблички в наиболее доступных для посетителей местах. Каких-либо дополнительных специальных требований к содержанию либо формату таких табличек действующее законодательство не устанавливает.

Видеонаблюдение в зонах, закрытых для свободного доступа (Вход только для сотрудников)

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, позволяющая, прямо или косвенно идентифицировать конкретное лицо. Статья 85 Трудового кодекса РФ под обработкой персональных данных понимает их получение, хранение, комбинирование или передачу или любое иное использование персональных данных работника.

Соответственно, в том случае, если система видеонаблюдения позволяет отслеживать деятельность сотрудников на рабочем месте или иных помещениях, закрытых для общего доступа, такое наблюдение будет считаться обработкой персональных данных.

Таким образом, при осуществлении видеонаблюдения за объектами, имеющими режим ограниченного доступа, работодателю необходимо руководствоваться не только соображениями обеспечения законности получения доказательств, но и дополнительно соблюдать ограничения, связанные с регулированием процесса обработки персональных данных. В данном случае, предполагая, что круг лиц, имеющих доступ в помещение, где осуществляется видеонаблюдение, ограничен, то есть заранее определен, справедливо будет сделать вывод, что видеонаблюдение имеет своей целью только строго установленный круг лиц. Следовательно, осуществление такого видеонаблюдения изначально будет рассматриваться как получение и обработка персональных данных.

В отсутствие иных нарушений запись, полученную с соблюдением законодательства о персональных данных, можно использовать в качестве доказательства. Исключение, пожалуй, составляют лишь случаи несанкционированного проникновения в помещения, имеющие режим ограниченного доступа. Представляется, что для таких случаев полного соблюдения требований, установленных законодательством о персональных данных, достаточно уведомления Роскомнадзора об эксплуатации системы видеонаблюдения за таким помещением.

Основываясь на системном толковании норм закона «О персональных данных», можно установить, что для обработки персональных данных работника, работодателю необходимо:

• заключить с работниками соглашение о сборе и обработке персональных данных (или включить соответствующие положения в трудовой договор) с указанием целей обработки, предполагаемыми источниками получения персональных данных, способами ее получения, последствиями отказа работников от дачи согласия на ее получение;
• принять локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников и связанные с этим права работников;
• осуществлять надлежащую охрану полученных данных;
• указать работников, ответственных за обработку персональных данных в данном локальном нормативном акте.

Следовательно, если на предприятии впервые вводится система видеонаблюдения, потребуется внесение соответствующих изменений в положение о персональных данных. Указанное справедливо и в случае осуществления видеонаблюдения силами частной охранной организации.

Срок хранения записей системы видеонаблюдения

Действующим законодательством РФ не установлено специальных требований к сроку хранения самих по себе записей системы видеонаблюдения.

Статья 5 закона «О персональных данных», однако, устанавливает применительно к персональным данным, что они должны храниться не более срока, необходимого для выполнения целей обработки (подразумевается, что после выполнения таких целей все персональные данные будут автоматически уничтожены).

Соответственно, в случае обработки персональных данных работника срок хранения таких данных ограничен периодом действия трудового договора: с увольнением соответствующего работника прекращает существовать цель обработки его персональных данных работодателем (за исключением случаев необходимости использования данных в судебном разбирательстве про-
тив такого работника).

Отметим, однако, что работник, скорее всего, не сможет эффективно отследить факт такого уничтожения. Тем не менее права работника в отношении его персональных данных не прекращаются с прекращением трудовых отношений. То есть, в случае если по каким-либо причинам, пусть и не зависящим от работодателя, после прекращения трудовых отношений с работником персональные данные последнего не будут уничтожены, а в последующем будет допущена их утечка, для работодателя наступает риск привлечения к ответственности (административной и гражданско-правовой).

Возможная ответственность

Говоря о мерах ответственности в рассматриваемом случае, мы главным образом подразумеваем административную и гражданско-правовую ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных в ст. 13.11 —штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб.; должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб., который может быть наложен по итогам проверки Роскомнадзором соблюдения законодательства о персональных данных.

В свою очередь, ч. 2 ст. 24 закона «О персональных данных» налагает обязанность возместить причиненный ущерб (включая моральный вред) лицу, пострадавшему в результате разглашения персональных данных, в нарушение положений данного закона по иску такого лица. Доказыванию в данном случае подлежат обстоятельства, установленные ст. 151 Гражданского кодекса РФ.

Скрытое видеонаблюдение

Отдельно следует рассмотреть вопрос организации скрытого видеонаблюдения. Данный вид наблюдения представляет собой форму получения информации с помощью устройств, предназначенных для ее негласного получения. Осуществление такого наблюдения в принципе запрещено физическим и юридическим лицам в соответствии с ч. 6 ст. 6 закона «Об оперативной и розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Кроме того, ст. 138.1 Уголовного кодекса РФ воспрещает приобретение и использование устройств, предназначенных для негласного получения информации под страхом лишения свободы сроком до 4 лет.

Таким образом, даже неофициальное использование скрытого видеонаблюдения несет в себе риск применения достаточно жестких санкций.

Заключение

Итак, действующее российское законодательство в принципе позволяет осуществлять видеонаблюдение без необходимости получения какой-либо разрешительной документации.

В то же время обработка материалов системы видеонаблюдения прочно связана с обработкой персональных данных, охрана которых обеспечивается законом «О персональных данных».

Соответственно, для целей обработки персональных данных работодателю необходимо соблюдать требования Трудового кодекса, закона «О персональных данных» и иных нормативных источников.

ОТСЮДА
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 29871
  • Country: ru
  • Активность:
    13.2%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Re: Видеонаблюдение: юридические аспекты
« Ответ #1 : 20 Суббота Июля 2013 13:42:17* »
Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Глава 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 
Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
 
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
 
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
 
Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
 
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
 
Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений
 
1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
 
Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
 
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
 
Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ОТСЮДА
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 29871
  • Country: ru
  • Активность:
    13.2%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Re: Видеонаблюдение: юридические аспекты
« Ответ #2 : 20 Суббота Июля 2013 14:21:28* »
Скрытое видеонаблюдение  sm.eye

Миф № 1. Скрытое наблюдение - это "шпиономания", оно не нужно никому, кроме спецслужб и милиции

Это мнение широко распространено на Западе, где оно, впрочем, недалеко от истины. В российских же условиях достаточно на миг представить, что в "родном" прокуренном и разрисованном подъезде по соседству с молодежной компанией любителей пива вдруг появится открытая камера на кронштейне, - и все сразу встанет на свои места. Единственным путем выживания подобной камеры может быть или ее недоступность, или нахождение в хорошо охраняемой зоне, или скрытая установка. Другого не дано. Учитывая то, что многие злоумышленники имеют под рукой отвертку, молоток, камень или палку, ясно: открытая камера в незащищенной зоне должна висеть на высоте метров в пять и более, и то без 100%-ной гарантии сохранности. Вопрос только в меткости очередного вандала. А грамотно установленная скрытая камера может находиться совсем рядом с объектами наблюдения, быть совершенно незаметной, а значит, целой и невредимой долгие годы.

Еще один минус открытого видеонаблюдения: даже если камера относительно недоступна, злоумышленник, видя направление ее "взгляда", может спокойно обойти ее и безнаказанно творить свое "черное дело" (например, воровать) в "мертвой" зоне. Направление скрытой камеры определить невозможно, поскольку саму ее не видно.

Другими словами, там, где нужна действительно эффективная система безопасности, а не просто "осваивание средств", стоит остановиться именно на системе скрытого видеонаблюдения. Это не исключает, разумеется, открытого способа установки вообще, но открытые системы следует располагать только там, где это возможно и целесообразно.

Миф № 2. Скрытое наблюдение запрещено в России

Ниже приведен анализ действующих законодательных актов и постановлений, касающихся использования систем скрытого теленаблюдения частными лицами и организациями, не имеющими права осуществления оперативно-розыскной деятельности. Постановление Правительства РФ от 10.03.00 № 214 содержит "Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию" (далее Список). В примечаниях к Списку указано, что "номера пунктов настоящего списка соответствуют номерам пунктов перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.96 № 770".

Иными словами, техника, упомянутая в Списке, предназначена для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а следовательно, может применяться лишь государственными спецслужбами, перечень которых приведен в постановлении Правительства РФ от 01.07.96 № 770. Так как других нормативных документов по этому поводу нет, это значит, что использование аппаратуры, пусть даже "предназначенной для негласного получения информации", не попавшей в Список, законодательством не ограничивается.

Пункт 2 Списка касается "специальных технических средств для негласного визуального наблюдения и документирования" и подлежит нашему подробному рассмотрению. В частности, подпункт б называет "телевизионные или видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков:

закамуфлированные под бытовые предметы;
имеющие вынесенный зрачок входа (piN-HolE);
работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при низкой освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее".
Первый признак практически не относится к купле-продаже камер, так как на рынке в основном предлагаются телекамеры без камуфляжа. Маскировкой камер обычно занимается установщик. Одним из немногих исключений являются так называемые видеоглазки, которые имеют внешний вид обычного дверного глазка и устанавливаются внутрь двери. Однако глазок сам по себе является средством наблюдения, а не "бытовым предметом", и установка телекамеры не меняет его назначения, поэтому он не попадает в разряд "специальных технических средств".

То же относится к камерам, скрыто размещенным в корпусах охранных и пожарных датчиков. Датчики, составляя часть системы безопасности, не являются бытовыми предметами, и использование камер в них разрешено. Инсталлятор имеет право устанавливать телекамеры в стены, потолки, двери и дверные косяки, а также в любые предметы небытового назначения.

Второй признак относится к телекамерам с объективом "pin-hole", то есть с выносом зрачка входа. Вынос зрачка - это расстояние от места, где можно установить диафрагму с минимальным отверстием, диаметр которого меньше диаметра входного зрачка объектива, до передней кромки объектива. Естественно, чем больше это расстояние, тем проще монтаж камеры и совершеннее маскировка. Дешевые корейские и тайваньские объективы с малым входным зрачком, которым снабжены подавляющее большинство имеющихся в продаже миниатюрных телекамер, не имеют выноса зрачка вовсе, то есть, строго говоря, не могут называться "pin-hole", и, следовательно, разрешены. Третий признак вносит ограничение на чувствительность телекамер. Абсолютное большинство миниатюрных телекамер работают при минимальной освещенности на объекте около 0,05-0,5 лк, то есть укладываются в разрешенный диапазон.

Ряд камер, производители которых указывают меньшие значения освещенности (обычно на ПЗС-матрицах SONY EX-View), с объективами типа "pin-hole" в подавляющем большинстве случаев также выдают изображение удовлетворительного качества только при освещении более 0,01 лк. Это также означает правомерность их использования.

Миф № 3. Установить систему скрытого наблюдения очень просто (миф популярен у конечных пользователей)

Установка скрытой камеры всегда сложнее, чем открытой. Надо дополнительно позаботиться о незаметности самой камеры, ее кабеля и всех остальных элементов системы. Например, одним из самых трудоемких является процесс замуровывания камеры с объективом "pin-hole" в бетонную или кирпичную стену. Процесс должен осуществляться двумя монтажниками, поскольку необходимо сразу точно определить направление, куда будет "смотреть" камера. После схватывания раствора повернуть камеру не удастся. Сложность представляет и последующая подкраска места установки, а именно: точный подбор краски и необходимость очень аккуратного подкрашивания непосредственно вокруг входного зрачка объектива. Опытные монтажники знают некоторые маленькие "секреты" -например, наклеивание скотча на объектив. Причем в местах, где вероятна возможность несанкционированной перекраски стен, или при повышенной загрязненности среды скотч даже не снимают, мирясь с некоторым снижением разрешения в этом случае.

Даже установка такого простого и достаточно удобного изделия, как видеоглазок, может натолкнуться на значительные проблемы, например: на затруднения в прокладке кабеля в готовой двери с несколькими ребрами жесткости внутри или на повреждение обивки двери при наматывании на сверло ватина при неосторожном сверлении.

Миф № 4. Установить систему скрытого наблюдения очень трудно, и лучше с этим не связываться (миф бытует среди начинающих монтажников)

Нерешаемых задач не бывает - нужно просто увеличить смету и привлечь специалистов. Будучи инженером-разработчиком, могу подтвердить, что вполне реально создать систему скрытого наблюдения так, что разведчик иностранного государства не сможет обнаружить данную систему неразрушаемым методом без использования спецтехники. Правда, для этого следует подходить к делу творчески, не торопиться и не жалеть денег. Донести эту мысль до клиента - важная задача инсталлятора. Кстати, опытные монтажники могут подтвердить, что при демонтаже системы скрытого наблюдения даже человек, непосредственно устанавливавший камеру, сам иногда не может быстро ее найти. Поэтому координаты места установки камеры всегда фиксируются относительно каких-то ориентиров.

Наиболее простым является применение камер в готовых камуфляжах (например, в датчиках). Конечно, профессионалу не составит большого труда распознать в этих датчиках камеры, однако для наблюдения за 99% людей, не связанных с безопасностью, такой вариант вполне пригоден. Сейчас есть достаточно широкий выбор камер в корпусах дымовых пожарных и пассивных инфракрасных (ИК) охранных датчиков.

Многие модели сохраняют функции датчиков и могут применяться также по своему прямому назначению, что позволяет использовать для записи недорогие DVR без встроенного детектора движения. Во всех моделях установлены бескорпусные камеры с объективами типа "pin-hole" или "board" с фокусными расстояниями 3,6-3,7 мм, "смотрящие" через сетку в пожарных датчиках или через отверстие в ИК-датчике (рис. 1 и 2 соответственно). В некоторые встроен микрофон с усилителем. При желании можно и самому поставить приглянувшуюся камеру с нужными характеристиками в подходящий датчик. В комплекте со скрытыми ИК-осветителями быстрой установки типа ИК-ламп серии iRL (см. комментарий к мифу № 5) камеры в датчиках являются настоящей системой скрытого видеонаблюдения "для ленивых". Ничего не надо замуровывать, трудоемкость монтажа практически такая же, как у открытых камер. Камуфляж камер и подсветок позволяет устанавливать их прямо перед "заинтересованными взглядами" персонала без особого риска раскрыть истинное назначение камер.

Миф № 5. Скрытое наблюдение невозможно в темноте

Действительно, любая серьезная система видеонаблюдения, являясь частью системы безопасности, должна иметь возможность функционирования в любое время суток. А что делать, если наблюдение скрытое, а надежды на то, что злоумышленник, копаясь ночью в сейфе, включит свет, нет? На помощь приходит инфракрасная подсветка. Ее излучение не видно человеческим глазом, но воспринимается ПЗС-матрицей камеры. Но надо же еще замаскировать сам прожектор! Сейчас существует ряд ИК-осветителей, специально разработанных для скрытого наблюдения и имитирующих различные предметы, а именно: болт (рис. 3), пластину - основание квартирного номера (рис. 4), обычную неработающую лампочку (рис. 5) или выключатель (рис. 6; табл. 2).

ИК-болт

ИК-болт представляет собой металлический болте резьбой М10 и излучателем в шестигранной головке, закрытой круглым оргстеклом (рис. 3). Мощность излучения невелика - дальность около 1-1,5 метра. Диаграмма направленности широкая. Требуется дополнительный радиатор. Разновидность болта - ИК-шпилька, которая отличается от него круглой головкой. Установка такого изделия сложна и требует опыта и аккуратности. В металле сверлится отверстие и нарезается резьба. Поверхность резьбы следует покрыть слоем теплопроводящей пасты и аккуратно ввернуть болт в отверстие, причем к головке нельзя прилагать значительного усилия - она может отвалиться. Необходимо также следить за сохранностью тонких проводов питания, выходящих из внутреннего торца болта. Камуфляж неидеален. С расстояния в полметра граница металла и оргстекла видна довольно отчетливо.

Применение ИК-болтов возможно в различных условиях - надо просто подобрать предмет, крепление которого можно сымитировать, однако малая мощность и трудоемкость монтажа привели к резкому снижению популярности этого изделия.

ИК-пластина

Популярный ИК-осветитель - ИК-пластина (рис. 4) - состоит из металлического радиатора в виде прямоугольной пластины размером около 80x100 мм и толщиной 5 мм, на одной из сторон которой размещены ИК-излучате-ли, закрытые темным или белым оргстеклом. Обычно такая пластина ставится у двери или прямо на дверь и служит основанием для номера квартиры или кабинета. Дальность освещения составляет около 3 м при угле от 120 до 160°. Дополнительный радиатор не требуется.

Установка ИК-пластины достаточно проста. Цифры квартирного номера крепятся или наносятся краской на среднюю часть пластины, не загораживая излучатель. Отличить ИК-пластину от обычной по внешнему виду практически невозможно. Главным недостатком пластины является узкая область применения - только у дверей.

Белые пластины иногда устанавливают на белые стены, но в этом случае пластину, разумеется, видно и оправдать ее наличие довольно сложно. К тому же белые пластины не служат основаниями квартирных номеров, использование их в этом качестве затруднительно. Утапливание белой пластины в стену улучшает маскировку, но отличие материала стены от оргстекла пластины все равно заметно. Кроме того, такая установка сложнее обычной.

ИК-лампа

Осветитель ИК-лампа (рис. 5) ставится в существующие или специально установленные светильники под патрон Е27 после переключения цепи питания на 12 В. Отличить ИК-лампу от обычной можно только сбоку.

ИК-лампа и выключатель (подробнее см. ниже) имитируют электроприборы, поэтому при установке не требуется скрывать электропроводку - к светильнику могут подходить провода питания. Вворачивая такую ИК-лампу, например, в точечный светильник подвесного потолка, можно осветить комнату площадью порядка 30-40 кв. м, в зависимости от модели. Лампы с длиной волны 900 нм, разумеется, эффективнее. Камуфляж камер позволяет легко скрыть их назначение.

Выключатель

Данный осветитель выполнен в виде блока, устанавливающегося в рамку, для выключателей/розеток (рис. 6). Передняя панель закрыта белым матовым стеклом. Дальность работы - до 5 м с углом 70°. Прожектор может быть встроен в различные интерьеры, однако, он должен оправдывать свое назначение, находясь в местах обычного размещения таких выключателей или розеток.

Иногда выбранный осветитель не устраивает клиента, который хочет, чтобы камера "видела ночью, как днем", и не учитывает, что на заявленной дальности освещения можно лишь различить белое на черном. В таком случае можно просто поставить камеры с большей чувствительностью. Так, черно-белые телекамеры с ПЗС-матрицами SONY Exwave обладают реальной (не по каталогу) чувствительностью порядка 0,005 лк (F1.2), что "увеличивает" дальность ИК-прожекторов для них приблизительно вдвое.

Миф № 6. Изображение, полученное со скрытой камеры, очень плохое

В этом мифе, к сожалению, есть доля истины. Действительно, при прочих равных условиях камуфлирование камеры при скрытом способе наблюдения в большинстве случаев приводит к некоторому снижению разрешения и чувствительности. Однако, если не скупиться на приобретение качественных камер и объективов, можно свести это ухудшение параметров к минимуму (5-10%) и получить вполне приемлемое изображение без особых проблем. Уверенность в сохранности оборудования того стоит.

Миф № 7. Для скрытых камер можно использовать только объективы с малым входным зрачком типа "pin-hole" Это заблуждение является следствием отсутствия опыта.
Как известно, маскирующие элементы (далее МЭ) бывают трех основных типов.


1. Отверстие малого диаметра

В этом случае подразумевается использование телекамеры с объективом типа "pin-hole". Такие объективы имеют малый входной зрачок и обеспечивают съемку через отверстие диаметром порядка 1 мм и менее. Обнаружить такое отверстие на темном фоне при аккуратной установке можно только при длительном, кропотливом исследовании поверхности. Важной характеристикой объектива "pin-hole" является вынос зрачка, то есть расстояние от места, где можно установить диафрагму с минимальным отверстием, до передней кромки объектива. Естественно, чем больше это расстояние, тем проще монтаж камеры. Дешевые однолинзовые объективы с малым входным зрачком, которыми комплектуется большинство телекамер, не имеют выноса зрачка вовсе и, строго говоря, не могут называться "pin-hole". Кроме того, в них часто ставят не стеклянные, а пластиковые линзы. Это означает меньшую стойкость к воздействию агрессивных сред, абразива, дневного света, перепадов температуры и т.д. Технические данные по некоторым объективам приведены в табл. 3.

Недостатком этого способа маскировки является снижение чувствительности телекамеры из-за меньшей светосилы объективов "pin-hole" по сравнению с обычными объективами. Некоторые ограничения накладываются и на угол зрения камер (объективов "pin-hole" с фокусным расстоянием менее 3 мм практически нет). Изображение, полученное с помощью дешевых однолинзовых объективов, имеет значительно меньшую четкость по углам, чем в центре. Кроме того, у объективов "pin-hole" обычно отсутствует автодиафрагма. Это затрудняет работу телекамеры при больших перепадах освещенности на объекте. Правда, от последнего недостатка в определенной степени помогает применение электронного затвора, диапазон изменения которого у современных моделей камер достаточно широк. Определенные проблемы возникают при использовании короткофокусных объективов "pin-hole" с цветными телекамерами. Эти объективы имеют малый задний отрезок, то есть их нужно придвигать почти вплотную к ПЗС-матрице, а в большинстве цветных телекамер перед матрицей установлен корректирующий светофильтр значительной толщины, который мешает фокусировке. Выйти из положения можно, применив специальные объективы со встроенным фильтром или тонкие пленочные фильтры.

Вместе с тем использование камер с малым отверстием объектива получило наибольшее распространение в силу своей универсальности (малое отверстие можно сделать практически в любой поверхности). Следует отметить, что для широкого применения разрешены лишь объективы с малым входным отверстием без выноса зрачка.

2. Светофильтр в виде полупрозрачной пластины

Материалом для такого светофильтра служит обычное или органическое стекло с определенным коэффициентом пропускания. Значение этого коэффициента, то есть оптическая плотность фильтра, определяется путем компромисса между качеством маскировки телекамеры (максимально плотный светофильтр) и сохранением хорошей чувствительности камеры (максимально прозрачный светофильтр). Подобный метод маскировки допускает применение светосильных объективов с автодиафрагмой, что является несомненным плюсом по сравнению с первым типом МЭ, однако фильтр всегда снижает чувствительность и разрешение телекамеры. При использовании цветных камер светофильтр должен быть нейтрально-серым во избежание цветовых искажений. К недостаткам этого МЭ следует отнести то, что наличие светофильтра не всегда допустимо и часто может возбудить ненужные подозрения.

3. Сетка с мелкой (менее 1 мм) ячейкой

Этот МЭ несколько похож на светофильтр и имеет аналогичные достоинства и недостатки. Требования маскировки - самая мелкая сетка с минимальным отношением между площадью отверстий и площадью материала сетки. Для получения качественного изображения - требования прямо противоположные. Как и в случае со светофильтром, приходится искать некоторый компромисс. Следует помнить, что, применяя телекамеры с автоматической фокусировкой, эту функцию нужно отключить, так как камера может сфокусироваться не на объект наблюдения, а на сетку. Кроме того, наличие сетки, как и светофильтра, должно быть как-то обосновано. При разработке систем с МЭ в виде светофильтра или сетки обязательным условием является отсутствие источников света за МЭ, а также низкая светоотражающая способность внутренних частей системы. Это значит, что все блоки должны быть по возможности черными и матовыми. Особенную проблему представляет блеск линзы объектива. Часто для его маскировки приходится ставить более плотные фильтры и сетки, то есть жертвовать чувствительностью камеры.

Наибольшую сложность установки телекамер за подобными МЭ представляет случай неортогонального направления телекамеры по отношению к МЭ, так как тогда неизбежно происходит удаление объектива от МЭ, а значит, имеет место резкое ухудшение качества изображения. В первом случае может помочь применение объективов конической формы, а во втором и третьем случае - лишь механическая доработка корпуса объектива. На рис. 7 показаны примеры такой установки (черным закрашена та часть корпуса светосильного объектива, которую приходится удалять в случае применения МЭ в виде светофильтра или сетки).

Установка систем скрытого наблюдения - всегда творческая задача. Здесь существенно чаще, чем при монтаже открытых систем, приходится сталкиваться с проблемами, требующими нестандартного подхода. Поэтому монтажник не должен зацикливаться на одном, однажды освоенном методе маскировки. К счастью, сейчас существует достаточно большой выбор специально разработанных для скрытого наблюдения камер, объективов и ИК-осветителей, и их монтаж вполне по силам опытному инсталлятору. Не нужно бояться скрытой камеры и скрытой подсветки - это наиболее эффективный инструмент получения достоверной информации в любой обстановке.
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!

sam666

  • Гость
Re: Видеонаблюдение: юридические аспекты
« Ответ #3 : 13 Вторник Мая 2014 11:19:24* »
Спасибо за интересную информацию! Убедился, что наши камеры в офисе установлены в рамках закона. А у меня такой вопрос: сейчас хочу обратиться в эту контору по монтажу камеры видеонаблюдения на даче, планирую установить камеру  так, чтобы видна была улица. По закону я имею право так камеру установить?

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 29871
  • Country: ru
  • Активность:
    13.2%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Re: Видеонаблюдение: юридические аспекты
« Ответ #4 : 13 Вторник Мая 2014 15:42:35* »
Судя по громадному кол-ву уличных камер видеонаблюдения, установленных на всём и вся, в том числе автомобильные видеорегистраторы, которые записывают всё подряд на улице, можно сделать вывод что Закон не запрещает писАть улицу.
Большое кол-во ДТП и других нарушений Закона было зафиксировано камерами уличного наблюдения.
Поэтому такие камеры очень выгодны государству, которое получает удовольствие не вкладывая деньги.
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение
Наберите символы, которые изображены на картинке:
Горьковский АвтоЗавод сокращённо (три буквы):
"Волга" это река или автомобиль?:
т р и п л ю с д в а минус 2 равно (цифра):


Wi-Fi точки в Москве
ßíäåêñ.Ìåòðèêà
Map