Автор Тема: Стукачей озолотят за доносы на неугодных россиян  (Прочитано 415 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
К чему приведет выплата денежных вознаграждений за «информирование властей»

Сообщая правоохранителям информацию о преступлениях, россияне смогут заработать миллионы рублей. Материальная форма поощрения граждан утверждена Минюстом России, а схема выплат приказом МВД.

По данным СМИ, речь идет о довольно существенных суммах: от 50 тысяч до 10 млн рублей. Таким образом, успешный информатор легко может «заработать» на вполне приличную квартиру.

Впрочем, власти подстраховались от злоупотреблений и доверили решение о выплатах лишь высшим начальникам. Так, поощрения до 500 тысяч рублей будет утверждать глава регионального управления МВД, а суммы до 3 млн рублей — первый заместитель главы МВД.

Все, что выше этого предела — прерогатива самого министра.

В случае, если «органы» примут решение обратиться за помощью к населению, информация о размере вознаграждения будет размещена в публичном доступе — на сайте МВД.

Интересно, что в случае поимки преступника с помощью информатора из числа граждан, по решению полиции возможен и отказ в выплате вознаграждения. Правда, он может быть обжалован в суде.

В советский и постсоветский период такой практики не было. Отличившихся поощряли грамотами и ценными подарками. Например, мальчику, который помог разыскать террористов, устроивших взрыв в московском метро в 1977 году, предложили на выбор игрушечную железную дорогу или велосипед.

Депутат Госдумы РФ, в прошлом сотрудник прокуратуры СССР Юрий Синельщиков одобрил новацию Минюста.

— В целом эта задумка правильная. Другое дело, что это дополнительная обуза для бюджета, но что делать? Эта мера, конечно, поможет повлиять на раскрываемость преступлений. Особенно тяжких и особо тяжких. Но очевидно также и то, что в нынешней нашей полиции будут и злоупотребления. Деньги будут разбазариваться, проматываться, присваиваться… Все это будет существовать параллельно.

«СП»: — Пусть служба собственной безопасности работает…

— Нужен жесткий, неформальный контроль. Контроля всякого сейчас очень много в полиции. Но служба собственной безопасности часто работает формально. Она работает на то, чтобы сделать прилизанные, красивые отказные материалы, которые убедили бы всех, что ничего не случилось и никто ничего не совершил.

По мнению адвоката Виолетты Волковой, выплаты информаторам будут эффективны в первую очередь в случае экономических преступлений.

— Выплата вознаграждения стимулирует граждан доносить о совершенных преступлениях. Ведь очень часто о преступлении известно, но люди живут по принципу «моя хата с краю». Теперь у них появится финансовый стимул. В России доносить не очень принято, а вот в Европе, в той же Германии, очень распространено.

Замечу, что в случае преступлений общекриминального характера платить за помощь граждан чаще всего и не нужно. Они и так стараются, помогают государству, если речь идет об убийствах или других преступлений против личности. Но если речь идет об экономических преступлениях, которых сейчас огромное количество, плата за информацию могла бы помочь раскрываемости, потому что многие такие преступления выявляются по прошествии сроков давности или фигуранты успевают скрыться.

«СП»: — То есть сотрудник некой бизнес-структуры, зная внутреннюю кухню, может донести на нечистого на руку руководителя?

— Конечно. Кроме того, это еще и профилактика — стимул для определенных групп граждан не совершать преступные деяния. Это касается неуплаты налогов, мошенничества, банковских нарушений и т. п. Это может быть эффективно.

«СП»: — Может ли информатор, взявший деньги, быть свидетелем в суде?

— Ему, конечно, будет меньше доверия. Свидетельские показания такого лица учитывать нельзя. Доказательства по делу должны собираться в этом случае иным способом.

У нас же есть сейчас практика сотрудничества со следствием, когда дело фигуранта выделяется из общих материалов и рассматривается в особом порядке. Эта практика вызвала споры, дискуссии, так как мотивация человека, заключающего такое соглашение, не всегда понятна. Может он хочет оговорить других фигурантов дела ради преференций себе? Думаю, с платными информаторами будет также. Посмотрите, сколько у нас оговоров по тем же семейным делам!

А вот бывший политзаключенный, осужденный за акцию протеста против монетизации льгот в Минздраве РФ, Максим Громов отнесся к планам силовиков скептически.

— Платить за сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, практикуется во всем цивилизованном мире не одно столетие. Но, это в «цивилизованном», где не сажают за репосты и где не практикуют устранение политических или бизнес-конкурентов при помощи Фемиды. На мой взгляд, выплаты ничего не изменят в отечественной силовой системе. Просто свидетелям и лжесвидетелям будут доплачивать за их показания, данные в интересах следствия.

«СП»: — Вы лично сталкивались со случаями, похожими на лжесвидетельство?

— На моем судебном процессе был свидетель по фамилии Даньшин. Он рассказал суду, что явился в Минздрав в день акции по личным делам. Причем провел его туда «без оформления пропуска» один из сотрудников, назвать которого он отказался. И якобы увидев строительный «пистолет» (оранжевого цвета большой, напоминающий отбойный молоток предмет), он испугался, и убежал домой, посчитав что происходит террористический захват здания боевиками.

Наутро, он прочел газеты и узнал, что это не теракт, а мирная политическая акция и как законопослушный гражданин пришел в ОВД и дал показания по этому происшествию. Его показания позволили переквалифицировать статью 213 статью УК РФ с первой части на вторую — использование предметов в качестве оружия, и обосновать юридически наше заключение. То, что строительный «пистолет» мы достали из сумки уже в закрытом кабинете, чтобы забаррикадировать входную дверь, суду было неинтересно.

И вот таким людям налогоплательщики будут выплачивать свои деньги.

«СП»: — В России вообще сильны традиции доносительства, особенно среди интеллигенции…

— Довлатов писал около полувека назад, что возмущен сталинскими репрессиями, как и другие граждане СССР, но его очень интересует, кто написал 4 миллиона доносов? Экономный Сталин не платил за анонимки, все делалось «за спасибо» или за какие-то послабления, которые организовывали силовики. Многие так расчищали жилплощадь, делая из коммуналок отдельные квартиры.

Так, небезызвестная Ольга Костина, долго работавшая у Ходорковского, в нужный момент дала вдруг показания, как Ходорковский пытался ее взорвать. После чего дама быстро сделала карьеру в околовластных структурах. В общем, подобные услуги у нас в стране всегда так или иначе оплачивались.

«СП»: — Одновременно, в народе существует и не менее сильное отторжение от такого рода информаторов, которых презрительно именуют «стукачами»…

— Просто государству, тем более правоохранителям у нас в стране граждане не верят. Они ведь сажают, подставляют, подкидывают запрещенное… Когда я был подростком, то наблюдал, как в спальных районах нашего города никогда и никто не сообщил бы, например, об ограблении магазина. А за ограбленную бабушку сами бандиты бы нашли и голову оторвали, куда быстрее милиции.

Так что государству сначала нужно завоевать доверие граждан, и тогда люди без денег встанут коллективно за собственное спокойствие. Пока же это нововведение всеми моими знакомыми рассматривается исключительно, как дополнительный способ отмыва денег. Появятся профессиональные стукачи, чаще это будут бывшие сотрудники полиции или уголовники, «перековавшиеся» в лагерях. Будут стричь деньги, оказываясь в нужном месте и в нужное время, а потом делиться с оперативниками.

На последнее обстоятельство обращает внимание и руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов.

— Реализация подобной инициативы связана с рядом рисков. Во-первых, это касается самих информаторов. Ради денег они будут давать множество непроверенной и недостоверной информации. Это может привести к тому, что по таким сведениям будет осуществляться необоснованное уголовное преследование. Причем, скорее всего, появятся постоянные информаторы, которые только так и будут зарабатывать. Вопрос в том, насколько можно доверять этой информации. Нарушения могут быть и со стороны полицейских, которые могут передавать сведения, чтобы потом получить часть денег.

ОТСЮДА
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение
Наберите символы, которые изображены на картинке:
Горьковский АвтоЗавод сокращённо (три буквы):
"Волга" это река или автомобиль?:
т р и п л ю с д в а минус 2 равно (цифра):


Wi-Fi точки в Москве
ßíäåêñ.Ìåòðèêà
Map