И я вставлю пять копеек.
ОЖ охлаждает блок цилиндров снаружи, а масло отбирает лишнее тепло изнутри, непосредственно в пАрах трения.
Маслорадиатор тем и хорош, что работает именно на рассеивание внутреннего тепла.
О давлении. Не понимаю постулата о том, что радиатор снижает давление.
Если это так - значит есть утечки. Чудес не бывает.
Температуру масла как то измерял, было дело. Конечно, способ несовершенный,
термопара показывает приповерхностную температуру на Марсе. Но разница в 10-15 градусов меня удивила.
Причем во всем диапазоне частоты вращения, при скоростях от 40 до 130 км/ч, на расстоянии в 2000 километров (ездил отдыхать с семьей).
А когда чуть не закипел (где-то под Запорожьем, нечаянно) - при температуре ОЖ в 105 градусов, масло нагрелось до 130!
По поводу того что ОЖ охлаждает снаружи, а масло изнутри, а тогда как понимать циркуляцию этих жидкостей в районе головки блока?
Головка является самой горячей зоной двигателя и вдобавок она аллюминиевая и как кулер проца оттягивает на себя тепло блока.
Поэтому датчики ОЖ установлены в ней. Да и маслодатчики меряют давление масла в головке тоже.
О давлении теперь. В самом начале магистрали маслорадиатора на выходе из блока установлен редукционный клапан отсекающий проход масла через маслорадиатор при понижении давления до 0,7-0,9 кгс/см2. То-есть при нажатии на газ, давление масла не может повыситься выше этого значения, ибо оно будет сброшено этим клапаном в картер через магистраль маслорадиатора. И никаких протечек при этом. Так задумано заводом много лет назад до появления в мире полусинтетики или полуминералки, кому как нравится.
На совсем свежих машинах от ГАЗ маслорадиатор уже не устанавливался. Об этом говорили многие неоднократно.
ЗЫ: Не сумел найти инфу по давлению при котором срабатывает редукционный клапан масляного радиатора (63-1013095).
Нет этой инфы нигде. Но я помню что оно невелико и при езде эта магистраль практически постоянно открыта.
Давление ниже - смазка хуже - износ деталей выше.
Сравнивать разные двигатели будет некорректно. 24 или 402 и 406 две большие разницы.
Даже если сравнивать по оборотистости. 24 или 402 - малооборотистые, а 406 - высокооборотистый.
Выше обороты - лучше циркуляция и охлаждение.
УАЗбука на эту тему. Система смазки двигателя мод. 406 комбинированная: под давлением и разбрызгиванием + самотёком.
Система смазки состоит из масляного картера двигателя, масляного насоса, полнопоточного фильтра, масляных каналов в блоке двигателя.
Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом.
Масляный насос забирает масло из картера двигателя и подает его в масляный полнопоточный фильтр,
далее масло по каналам проходит к коренным и от них к шатунным подшипникам. По каналу в шатуне масло поступает к поршневому пальцу.
Часть масла по вертикальному каналу поступает в головку блока, где смазывает детали привода клапанов и оттуда стекает в картер.
Кроме того, масло проходит через гидронатяжители цепей и гидротолкатели клапанов.