Автор Тема: Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»  (Прочитано 7836 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Журнал «Юридический справочник руководителя» июнь 2007
Голубев Владимир | к.ю.н., доцент МГЛУ, адвокат КА «Закон и человек»

В работе руководителя встречаются ситуации, когда приходится обращаться в милицию. Однако далеко не всегда вас там встретят с распростертыми объятиями: могут отказать в приеме заявления из-за неточностей, допущенных в этом документе, или просто из-за плохого настроения. К сожалению, такие случаи не редкость. Практикующий адвокат рассказывает, когда сотрудники ОВД делают это обоснованно, а когда – незаконно. Он рекомендует, как грамотно составить заявление; советует, на какие действия людей в погонах нужно обращать внимание; когда следует требовать скорейшего рассмотрения заявления, а когда стоит подождать.

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация,
перечислим документы такого рода. Это:

приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инст­рукции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;
приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;
приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;
приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ­информации о происшествиях»;
приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Там, где служба и опасна, и трудна
Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

кому (начальнику органа внутренних дел …);
от кого (Ф.И.О., адрес);
наименование документа (заявление);
краткое изложение обстоятельств;
просьбы, требования;
подпись и дата.
Например, заявление гражданина, подвергшегося нападению неизвестных, будет выглядеть так.

Пример 1
Образец заявления в милицию (во вложении)

Когда с заявлением обращается представитель юридического лица, то в обращении должны быть указаны реквизиты фирмы; подписывается бумага руководителем или уполномоченным им лицом.

К заявлению иногда целесообразно приложить документы, ­подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Пример 2
Руководство акционерного общества, заявляя о факте мошенничества, может приложить к заявлению копии накладных, телеграмм, писем, ­объяснения и т.п.

Пример 3
Можно пойти и по другому пути. Представляя интересы гражданки, потерпевшей от насильственных действий супруга, мы при подготовке заявления в милицию собрали объяснения очевидцев происшествия. Эти объяснения в виде приложения к заявлению поступили вместе с ним в отдел внутренних дел, тем самым была нейтрализована попытка коррумпированных чиновников «замять» дело.
Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.

Но далеко не каждый заявитель получает на руки заветный документ. Кому-то приходится уходить с пустыми руками, уповая на то, что «уболтавший» его милиционер выполнит обещание и сделает все возможное для розыска преступника.

Пример 4
Как-то, анализируя со своими студентами показатели преступности, мы спросили у нескольких групп студентов юридического вуза, известно ли им о фактах уклонения от принятия у граждан заявлений о преступлении. В среднем каждый третий опрошенный сказал, что ему известно о таких случаях от ближайших родственников или из личного опыта.
В свою очередь, изученная нами правоприменительная практика показывает, что большинство столкнувшихся с нежеланием принять заявление граждан сдается уже после первой неудачной попытки передать информацию о преступлении в ближайшее отделение милиции. Думается, что это неправильно, ведь таким образом мы сами поощряем бездеятельность сотрудников правоохранительных структур, создаем у них уверенность в безнаказанности такого бездействия. Между тем в министерских верхах отношение к «отфутболиванию» сограждан негативное. Во всяком случае, с ним боролись почти все министры внутренних дел, но, к сожалению, особых успехов не достигли…

Однако руководство МВД не унывает. Более года назад из недр МВД вышел очередной документ – приказ от 01.12.2005 г. № 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию. Называется она, как отмечалось выше, – «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее – Инструкция).

Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату. Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения».

Иную информацию о происшествиях в милиции тоже обязаны принимать, порядок приема аналогичен, а потому мы не будем на это отвлекаться.

Во-первых, обращаем внимание на пункт 5 Инструкции. Если дежурный в отделении милиции начнет «пудрить мозги» тем, что приходите, мол, завтра или в соседнее отделение, напомните ему содержание именно этого пункта. Там, в частности, сказано, что «поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регист­рационный номер». А пункт 7 Инструкции предписывает круглосуточно принимать заявления в любом органе внутренних дел вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

Это еще раз подчеркивает и пункт 15 Инструкции, обязывая осуществлять регистрацию сообщений о происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел «оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю». В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Но при личной явке в отдел надо учитывать, что сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (абз. 2 п. 8 Инструкции). Проще говоря, если вы принесете жалобу на ­плохую работу участкового, то ее примут в секретариате, а если вы принесете сообщение о преступлении, то заниматься с таким посетителем должен только дежурный или его помощники.

И, наконец, в-третьих. Инструкция, перечисляя формы, в которых в милицию поступает информация о преступлениях, указывает, что протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации2 .

Всему на свете приходят сроки
Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
чем подтверждается факт обращения;
в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
о чем просит лицо, подающее жалобу.
Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Несколько слов о возбуждении уголовного дела
Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации.

Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше.

Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.

Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.

Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся:

явка с повинной,
сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).
Если в таком источнике информации имеются сведения о признаках преступления, то есть о соответствии случившегося события описанию конкретного преступления в Уголовном кодексе, то должно быть вынесено постановление о возбуждении дела. Если таких признаков нет, то выносится другое постановление – об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможна также передача сообщения по подследственности (то есть органу или ­должностному лицу, уполномоченному на разбирательство такого обращения).

Пример 5
В заявлении, поступившем участковому, говорится о шпионской деятельности некой подпольной организации. Разумеется, в отделении милиции таким заявлением заниматься не будут, а переправят его либо в ФСБ, либо, с учетом личности заявителя, его лечащему врачу – психиатру.
Довольно часто бывает так: гражданин получает в ответ на свое заявление послание, где говорится, что в возбуждении дела отказано, поскольку, мол, не удалось обнаружить всех признаков преступления. Человек, далекий от уголовного судопроизводства, прочитав такой ответ, может растеряться, опустить руки. Но при получении подобного ответа можно смело писать жалобу прокурору или в суд, где указать, что Уголовно-процессуальный кодекс, регламентируя возбуждение дела, и не требует обнаружения всех до единого признаков преступления. В качестве обязательного условия для возбуждения уголовного дела необходим лишь тот минимум, который позволяет дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному.

Пример 6
При осмотре места происшествия было обнаружено, что взломан замок на дверях магазина и пропал сейф, или, скажем, обнаружен труп человека со следами насильственной смерти. При таких условиях уголовное дело в первом случае возбуждается по признакам кражи с проникновением, а во втором – по признакам убийства без отягчающих обстоятельств. В ходе расследования по мере получения доказательств квалификация может быть изменена. Не исключена возможность, что содеянное в магазине будет расценено как разбой, а случай с трупом квалифицируют как причинение смерти по неосторожности.
Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о получении взятки.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление. Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления.

Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование ­постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

ОТСЮДА
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Уголовный процесс. Возбуждение уголовного дела

      Ч.1 Ст. 1 Конституции РФ гласит: « Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
      Демократическое правовое государство означает  верховенство правового закона и приоритет прав человека и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)». Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства.
     Хотелось бы несколько уточнить определение принципа законности данное Н.А.Громовым, ведь принцип законности может быть достаточно реализован и в антидемократическом государстве, и даже полнее чем в демократическом. Законность должна быть, прежде всего, правовой, при которой закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права. Право должно быть масштабом свободы, а не правилами, которые описывают весь процесс общественной жизни, регламентирующим даже те общественные отношения, которые по своей природе не могут регулироваться правовыми нормами.
    Одной из важнейших функций, возложенных на правоохранительные органы, является возбуждение, и расследование уголовных дел, что требует от компетентных должностных лиц не только знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и способности умело планировать проведение следственных действий, а также организовывать взаимодействие с различными службами, привлекать в необходимых случаях к работе специалистов. Однако очень часто материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о низком качестве многих расследований, о значительном количестве допускаемых при этом ошибок и нарушений.
    Как это ни печально, правовой нигилизм современного общества проник и в органы предварительного расследования. Даже в том случае, когда работники правоохранительных органов нарушают правовые нормы в, казалось бы, благих целях (для раскрытия преступлений и привлечения к ответственности преступников) последствия наступают крайне нежелательные и непредсказуемые. В результате, снижается воспитательное воздействие правоохранительной деятельности, нарушаются права личности, вовлеченной в орбиту уголовного судопроизводства. Возможны даже такие последствия, как привлечение к уголовной ответственности или осуждение невиновного человека, что вызывает причинение ему незаслуженных физических и моральных страданий, ведет к безнаказанности лица действительно совершившего преступление.
Таким образом, любая погрешность, допущенная при расследовании уголовного дела, может привести к неблагоприятным, порой необратимым последствиям.
     Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены при условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка и установлено точное соответствие обстоятельств состава преступления конкретно тому деянию, которое имело место в реальной действительности.
 
  1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
 
      Н.А. Громов дает следующее определение понятия стадии возбуждения уголовного дела: «Стадия возбуждения уголовного дела – это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом».
     Согласно ст. 129 УПК расследование уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса. До возбуждения  уголовного дела не могут совершаться никакие следственные действия, за исключением осмотра места происшествия в случаях,  не терпящих отлагательства, после проведения которого, уголовное дело должно возбуждаться немедленно (ст.178 УПК). Установление данного ограничения вызвано тем, что при производстве следствия могут ограничиваться конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в орбиту уголовного производства. Граждане вызываются на допросы,  причем в случае уклонения  они  могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры,  связанные с вторжением в  личную жизнь граждан,  и притом не только обвиняемых,  но также и других лиц.
     Допустимо и оправдано такое ограничение прав человека лишь при определённых обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств.
     Возбуждение уголовного дела -  самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает  всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:
    а) которых в реальности не было;
    б) безусловно, не являющихся преступными, то есть, в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).
     Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В  этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства,  влекущие за собой возбуждение уголовного дела,  так и исключающие  производство по делу,  то есть отказ в нем. Ч.4 ст.112 УПК закрепляет обязанность органа дознания, следователя, прокурора и суда (судьи) принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
     Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно-процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к  самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
     От того было ли своевременным или запоздалым возбуждение уголовного дела зависят и результаты дальнейшего расследования. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее полному выявлению и закреплению необходимых доказательств а запоздалое решение практически сводит на нет всю дальнейшую деятельность по раскрытию преступления и изобличению виновных, так как изменяется обстановка совершения преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели забывают происшествие и т.п. Поэтому очень часто своевременный акт возбуждения уголовного дела пресекает начавшуюся преступную деятельность или предотвращает наступление общественно опасных последствий.
     Следует отметить, что на данной  стадии уголовного процесса, в силу презумпции невиновности, уголовное дело возбуждается в отношении самого факта, события преступления, а не в отношении определенного лица, так как оно  может быть не известно и подлежать дальнейшему установлению, но даже тогда, когда  есть указание на определенное лицо, как на подозреваемого в совершении преступления, данные о преступлении необходимо проверить, подтвердить доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса, но не при возбуждении уголовного дела. Конечно возможны случаи когда  уже в момент возбуждения уголовного дела имеется в виду определенное лицо (например, при за задержании преступника на месте преступления). В этих случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности максимально сближается, но все же не совпадут, так как и здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно вслед за ним.
     Значение данной стадии уголовного процесса  заключается в том, что она является одним из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования.
     Как бы подводя итог всему вышесказанному, можно сказать что, стадия возбуждения уголовного дела - это первая самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным органом государства (органом дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или при отсутствии таких условий - об отказе в этом.
 
2)     ОРГАНЫ И ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА.

В соответствии со ст.112 УПК решать вопрос о возбуждении уголовного дела могут только прокурор, следователь, орган дознания и судья.
     Прокурор вправе возбудить уголовное дело  о  любом преступлении,
независимо от  подследственности дела.  Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования,  выполняя которую он или его заместитель "…по основаниям установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности".
     Следователь возбуждает  уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования.
     В данном случае можно сказать, что в одном постановлении  содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:
1)      постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела,
2) постановление о принятии дела к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия (ст.129 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь обязан сообщить прокурору.
     Орган дознания в пределах компетенции, определяемой ст.117 УПК возбуждает  уголовные дела.
     Различается деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в последнем случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания  выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело   по подследственности следователю.
     В ст.ст.3,109,112 УПК, закреплено право судьи, возбуждать уголовные дела, однако в нашем законодательстве произошли некоторые изменения в отношении этих прав.
     Постановлением Конституционного суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П ст.3; п.6 ч.1 ст.108; ч.1,2 и п.1 ч.3 ст. 109; ст. 112 и 115; п.4 ч.1 ст.232 и ч.1,2 и 4 ст.256 УПК РСФСР признаны несоответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают или допускают полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения.
Указанное постановление является как бы продолжением ранее вынесенных постановлений в отношении полномочий суда по возбуждению уголовного дела, в частности, постановлений от 28 ноября 1996г и от 20 апреля 1999г, так как эти постановления охватывали не все аспекты института возбуждения уголовных дел судом.
     Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.01.2000г "…возбуждение уголовного дела как проявление функции уголовного преследования, которое должно осуществляться одной из сторон в состязательном процессе, а именно государственным обвинителем и (или) потерпевшим, не относится к судебной деятельности по осуществлению правосудия и не может быть возложено на суд, так как это противоречит принципам независимости, объективности и беспристрастности в судопроизводстве".
     Данным постановлением не затрагивается установленный УПК РСФСР порядок возбуждения судом уголовных дел частного обвинения по жалобе потерпевшего.
Процессуальный институт производства по делам частного обвинения по жалобам потерпевших предполагает разграничение функции отправления правосудия, возложенной на суд, и функции обвинения, реализуемой потерпевшим. Жалоба потерпевшего это не только исключительный повод к возбуждению уголовного дела частного обвинения, но это еще и обвинительный акт, в рамках которого осуществляется уголовное преследование. Суд не вправе по собственной инициативе вынести решение о возбуждении уголовного дела частного обвинения и о принятии его к своему рассмотрению. УПК закрепляет лишь право и обязанность суда принять к своему рассмотрению жалобу потерпевшего.
     Таким образом, возбуждение судом уголовных дел частного обвинения по жалобе потерпевшего,  имеет иной юридический смысл, чем возбуждение уголовных дел публичного обвинения.
    Перечень органов и  должностных лиц уполномоченных возбуждать уголовные дела является исчерпывающим.
 
3 ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
 
     Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и достаточное основание.
     Поводом к возбуждению уголовного дела являются те источники, из которых органы возбуждающие уголовное дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении.
    Согласно ст. 108 УПК РСФСР ими являются: 1) заявления и письма граждан; 2) сообщения профсоюзных и комсомольских организаций,  народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций. 3) сообщение учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц; 4) явка с повинной; 5) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; 6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. Как уже говорилось выше, этот пункт указанной статьи признан противоречащим Конституции РФ в той части, в какой он предусматривает или допускает полномочия суда  возбуждать уголовное дело, в том числе  в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения.
    Рассмотрим поводы к возбуждению уголовного дела подробнее.
    1) Заявления и письма граждан являются наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того,  причинен ли преступным деяниям вред заявителю или другим лицам и организациям.
    2) Сообщения профсоюзных организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций. В настоящее время с изменением общественно - политических условий, изменилась и роль профсоюзных организаций в жизни общества, не стало комсомольских организаций, в большинстве регионов страны прекратили свое функционирование народные дружины по охране общественного порядка и товарищеские суды, однако появились новые виды общественных объединений образование, порядок регистрации и функционирование которых регулируется ФЗ "Об общественных объединениях" от 14.05.95.
     3) Заявления общественных организаций, государственных учреждений и предприятий в качестве повода служит тогда, когда они располагают данными о совершенном преступлении, полученными в процессе работы или иным путем. Например, проведена ведомственная ревизия, обнаружившая различные факты злоупотреблений, вследствие чего руководитель учреждения передает акт ревизии в прокуратуру.
      Статья 110 УПК РСФСР содержит условия о форме заявлений и сообщений, согласно которым устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление, т.е. работником дознания, следователем, прокурором или судьей. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. В указанной статье закреплена обязанность лиц принимающих заявления и сообщения, разъяснять заявителю об ответственности за заведомо ложный донос. В отношении сообщений предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц данной статьей установлено требование  письменной формы.
     УПК РСФСР не упоминает анонимных заявлений в числе поводов, влекущих возбуждение уголовного дела. Анонимными считаются также сообщения, поданные по телефону, факсу, телеграфу. Такие сведения подлежат проверке, и если в ходе этой проверки будут установлены признаки преступления,  то уголовное дело подлежит возбуждению в результате непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.
      4) Статьи, заметки и письма,  опубликованные в печати, а равно некоторые другие  формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных  преступлениях. Статьи, заметки и письма имеют значение самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела, если они были опубликованы, в противном же случае они могут быть лишь поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений общественных организаций или государственных учреждений или заявлений и писем граждан.
     5) Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления.  В случае явки  с  повинной  устанавливается личность явившегося и составляется протокол,  в котором подробно излагается сделанное заявление.  Протокол подписывается явившемся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 111 УПК).
    Явка с  повинной,  равно как и активное способствование, раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (п. и ч.1 ст. 61УК), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с  повинной. Вместе  с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным. Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.
     6) Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления выступает поводом к возбуждению уголовного дела, когда эти органы сами, по своей инициативе обнаруживают совершение деяние содержащего признаки преступления предусмотренного уголовным законом.
     Обратимся к Федеральному закону " Об оперативно - розыскной деятельности", ст. 11 указанного закона гласит: "Результаты оперативно - розыскной деятельности  могут  служить поводом    и   основанием   для   возбуждения   уголовного   дела, представляться  в  орган  дознания,  следователю  или  в  суд,   в  производстве   которого   находится   уголовное   дело,   а  также использоваться в доказывании по уголовным делам в  соответствии  с положениями уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации,  регламентирующими   собирание,   проверку   и   оценку  доказательств"
     Следователь может обнаружить наличие деяния, содержащего признаки преступления непосредственно в ходе расследования.
     Прокурор, осуществляя одну из своих функций надзора за законностью, может усмотреть, что обнаруженное им нарушение закона должно расцениваться как преступление.
     Судья, как неоднократно указывалось выше, не может возбуждать уголовные дела при непосредственном обнаружении им признаков преступления, в том числе в отношении нового лица.
     Перечень указанных поводов для возбуждения уголовного дела является исчерпывающим и каждый из них именуется законным поводом.
 Однако, одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно, ч.2 ст. 108 УПК указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих на признаки преступления.
Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что:
   Во-первых, деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности.
   Во-вторых, это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.
   Большое значение имеет вопрос, каков должен быть объем фактических данных, обосновывающих вывод о наличии преступного деяния. В каждой стадии уголовного процесса все фактические данные оцениваются по внутреннему убеждению соответствующих должностных лиц. Поэтому, вопрос о достаточности данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Но во всех случаях эти данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке. Для этого в соответствии с ч.2 ст. 109 УПК должна быть проведена предварительная проверка: истребованы необходимые материалы, получены объяснения, однако без производства следственных действий. То есть проверка не должна сводится только лишь к собиранию доказательств, изобличающих конкретное лицо.
     Как бы подводя итог, можно сказать что, поводы и основания к возбуждению уголовного дела, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, являются теми правилами, которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство по уголовному делу.
 
      4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

     Как уже говорилось выше, для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и основание, в противном же случае, а также при наличии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, в возбуждении уголовного дела будет отказано.
    Перечень обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела содержится в ст.5 УПК. Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.
1)     Отсутствие события преступления означает, что деяние, о котором говорится в представленных материалах, не имело место в действительности, т.е. данные заявителем сведения о совершенном или готовящемся преступлении в ходе проверки не подтвердились. Например, поступило сообщение об  умышленном лишении жизни какого-то лица, но в ходе проверки было выяснено, что смерть наступила в  результате длительного тяжелого заболевания или явилась следствием самоубийства,  или же лицо, предполагавшееся убитым, оказалось живым и т.п.
2)     Отсутствие в деянии состава преступления может быть признано основанием для отказа в возбуждении дела в следующих случаях:
     а) событие, по поводу которого велось производство, имело место в действительности, было результатом действия определенного  лица, но эти действия были правомерны (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);
     б) событие является результатом действий определенного лица, содержит признаки преступления, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления; состав преступления отсутствует, в частности, в случаях:
-         малозначительности содеянного и отсутствия в связи с этим общественной опасности (ч.2 ст. 14 УК РФ);
-         добровольного отказа от доведения преступления до конца, при условии, что фактически совершенное деяние не содержит иного состава преступления (ч.2 ст. 31 УК РФ);
-         совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст. 21 УК РФ)
-         совершение преступления лицом, не являющимся субъектом преступления (относится к специальным составам).
    3)  Истечение сроков давности. Понятие о сроки давности сформулированы в ст.78 УК РФ, в соответствии с которой " Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
  а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
  б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
  в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
  г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления".
Ч.5 указанной статьи определяет круг преступлений, к которым срок давности вообще не применяется, ими являются преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст.353,356,357 и 358 УК РФ, а также преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.
Если лицо в течение установленного срока давности не совершило нового преступления, уголовное дело не возбуждается.
   4)  Вследствие акта амнистии или помилования отдельных лиц Акт амнистии это акт высшего органа государственной власти, который полностью или частично освобождает от уголовной ответственности определенную категорию лиц совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает наказание, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.
В ч.4 ст.5 УПК имеется оговорка, согласно которой в случае несогласия лица с прекращением уголовного дела по таким основаниям как истечением сроков давности и вследствие акта амнистии или помилования, уголовное дело возбуждается в обычном порядке.
  5) Не достижение лицом  возраста  привлечения к уголовной ответственности (п.  5 УПК). По общему правилу субъектами преступления могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет, а в исключительных случаях с 14-летнего возраста, исчерпывающий перечень таких случаев содержится в ст. 20 УК РФ. В ч.3 ст. 20УК РФ, содержится правило о не привлечении к уголовной ответственности лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не осознающих в полной мере фактический характер и общественную опасность своих действий либо не руководящих ими. Это же правило повторяет ч.2 ст.5 УПК.
   6) Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего, является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 27 УПК.
     Обратимся к указанной статье. В этой статье перечислены категории дел так называемого частного обвинения. Вообще дела частного обвинения можно подразделить на две категории, это дела о преступлениях которые подлежат прекращению за примирением с потерпевшим  (ст.115,116, ч.1 ст. 129 и 130 УК РФ) и дела о преступлениях которые прекращению за примирением с потерпевшим не подлежат (ч.1 ст.131, ч.1 ст.146, ч.1 ст.147 УК РФ).
    В отношении первой категории дел закон содержит прямое предписание судье принимать меры до возбуждения уголовного дела к примирению потерпевшего с лицом, в отношении которого подана жалоба. Так ч.3 ст.109 УПК обязывает судью принимать меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба по делам предусмотренным статьями 115,116,ч.1 ст.130 УК РФ. Если  в результате принятых судьей мер последовало примирение, уголовное дело не возбуждается.
    Часть 3 ст.27 УПК предусматривает исключительные случаи, когда прокурор может возбудить уголовное дело, несмотря на примирение с потерпевшим, это дела предусмотренные ст.115,116, ч.1 ст.129, 130, ч.1 ст.146, и ч.1 ст.147УК, имеющие особое общественное значение или же когда потерпевший в силу своего беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или же по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы.
     7) Отсутствие жалобы  потерпевшего,  если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе (п.  7 ст. 5 УПК). Это обстоятельство также относится к двум различным по степени общественной опасности категориям дел.  В первую входят дела так называемого частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч.1 ст.129 и ст.130 УК РФ), когда общественная опасность деяний в значительной мере определяется оценкой потерпевшим факта нарушения его интересов.
 Ко второй категории относятся дела о преступных нарушениях авторских прав (ч.1 ст. 146, ч.1 ст. 147 УК РФ) и изнасиловании (ч.1 ст. 131 УК РФ). Такие дела возбуждаются только по жалобе потерпевших (дела так называемого частно-публичного обвинения), но прекращению вследствие примирения с потерпевшим не подлежат.
    Вместе с тем ч.3 ст.27УПК предусмотрены случаи, когда прокурор в силу того, что потерпевший не в состоянии защищать свои законные интересы, может  возбудить уголовное дело и  при отсутствии жалобы.
Такое дело прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит, и производство по нему ведется в общем порядке.
     8) Смерть лица,  совершившего преступление (п.  8 ст. 5 УПК), так как в этом случае дальнейшее производство по делу невозможно за отсутствием субъекта преступления. Но иногда уголовное дело возбуждается и после смерти лица, совершившего преступление. Такое решение принимается в случае необходимости реабилитировать умершего, возобновить уголовное дело в отношении других лиц или по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. ст. 384-390 УПК РСФСР).
      9) Наличие вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда о прекращении уголовного дела по тому же обвинению.  Этот пункт выступает обеспечением принципа справедливости,  который заключен в п.1 ст.50 Конституции РФ, согласно которому "Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление".
Если же возникает необходимость вновь возбудить уголовное дело ранее состоявшийся приговор (определение,  постановление)  должен быть отменен  в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам за исключением случаев предусмотренных ст.5 УПК.
     10) Наличие не отмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость  возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело (п.10 ст.5 УПК). Препятствует возбуждению данного уголовного дела и наличие ранее вынесенного и не отмененного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
До тех пор, пока не будет отменено постановление органа дознания, следователя и прокурора об отказе в возбуждении или о  прекращении уголовного дела по тому же обвинению уголовное дело возбуждено быть не может.
    11) Также не может быть возбуждено уголовное дело в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди. Часть 7 статьи 3 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях гласит: "7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди".

   5 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
 
     Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела закреплен в статьях 112 - 113 УПК, рассмотрим его подробнее.
    Итак, поступило заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Статья 109 УПК закрепляет обязанность прокурора, следователя, орган дознания и судьи принимать подобные заявления и сообщения и принимать по ним решения в трехдневный срок, а в исключительных случаях этот срок может быть равен десяти дням.
    Часть 2 ст. 109 УПК разрешает указанным органам и должностным лицам истребовать необходимые материалы и получать объяснения, однако следственные действия на данном этапе не производятся.
      Решение относительно заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении может быть следующим:
  1) возбудить уголовное дело;
  2) отказать в возбуждении уголовного дела;
  3) передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности.
О принятом решении обязательно должно быть сообщено заявителю.
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
5.1 Возбуждение уголовного дела.
 
    Если имеется законный повод и основание к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело согласно прямым предписаниям ч.1 ст.112 УПК.
    Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч.2 ст.112 УПК является постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной,  описательной и резолютивной частей.
-         Вводная часть - указывается место и дата составления  постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение.
-         Описательная часть -  излагаются  повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части.
-          Резолютивная часть - указывается по признакам,  какой  статьи  уголовного  закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.
    Часть 3 ст.112 УПК предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
    Часть 4 ст.112 УПК закрепляет обязанность соответствующих органов и должностных лиц принимать меры  к  предотвращению  или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
    Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст.115 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:
    1) прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст.27УПК).
   2) следователь приступает к производству предварительного следствия или дознания, в этом случае он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же дело было возбуждено прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству.  Копия этого постановления в соответствии с ч.2 ст.129 УПК  должна быть направлена надзирающему прокурору в течение 24 часов.
  3) Судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания либо принимает дело к рассмотрению его судом. Следует напомнить, о Постановлении Конституционного Суда от 14.01.2000г, согласно  которому ст.115 признана несоответствующей Конституции РФ в части в какой она предусматривает полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения.
    Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст.119 УПК).
    Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к  категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
 
           5.2 Отказ в возбуждении уголовного дела.
 
    В возбуждении уголовного дела может быть отказано на основании ст.113 УПК в следующих случаях:
1)     при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, исчерпывающий перечень которых определен  в ст. 5 УПК.
2)     При наличии деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, иными словами наличие административного или дисциплинарного проступка. В соответствии с ч.3 ст. 113 УПК об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть вынесено мотивированное постановление, в котором должно быть указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшем места, или в нем отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство по делу.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не является, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод.
    Часть 4 ст.113 УПК предусматривает право на обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю.
Следует отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998г.№ 13-П ч.4 ст.113 УПК признана несоответствующей Конституции РФ в той части, в какой она не допускает  судебного обжалования постановления прокурора, следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, а также исключает для лиц, интересы которых затрагиваются этим постановлением, возможность использовать для своей защиты, любые не запрещенные законом способы.
    Таким образом, исходя из указанного постановления, право на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела имеет не только заявитель, но и другие заинтересованные в этом лица. Кроме того, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд, что является важной гарантией соблюдения ст. 46 Конституции РФ, согласно которой "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
    В законе не содержится указания,  в какой срок может  быть  обжаловано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться общими  сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст.78 УК РФ.
 
         5.3 Направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности.
 
     Подследственность - это принадлежность компетенции по делу о данном преступлении соответствующему органу дознания или следователю, подследственность может быть родовая, территориальная, персональная и подследственность уголовных дел по их связи.
     Подсудность - это принадлежность компетенции суду определенного звена судебной системы на разбирательство уголовных дел о данном преступлении, подсудность может быть родовой, персональной и территориальной.
    Статья 114 УПК наделяет следователя, органа дознания и судью правом, согласно которому они не возбуждая уголовное дело, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности или подсудности. Эта же статья обязывает указанных лиц в таких случаях принимать меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
    Таким образом, мы рассмотрели общий порядок возбуждения уголовных дел, наряду с этим порядком законодательством установлен особый порядок  возбуждения уголовных дел в отношении определенной категории лиц.
     В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей,  следователей, прокуроров. Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей,  прокуроров и  следователей  и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
      Часть 2 ст.12 Закона от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ" гласит: "Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осуществления им правосудия может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности".
     Часть 1 ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 в ред. от 11.17.95г. гласит: "Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры".
Часть 3 ст.16 Закона о статусе судей в РФ гласит: " Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей".
 
6. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
 
    Важной гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор.  Прокурор
осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
    Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является: "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".
    В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон
требует от  следователя  и  органа дознания не  позднее  суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
    Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст.112 и 113 УПК. При осуществлении надзора прокурор проверяет документы и материалы, указывающие на признаки преступления, он ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела, так как ему немедленно направляется копия постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 112 УПК). Если в ходе проверки возникают сомнения в законности решения следователя или органа дознания, то проверке подвергаются материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела. Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
    В соответствии с ч.2 ст.116 УПК "Если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия".
    В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа  дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела.
     Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в  его
возбуждении представляют  собой  одно  процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением, и может быть обжаловано  вышестоящему прокурору.
     Осуществляя надзор  за  законностью  возбуждения  уголовного  дела, прокурор в соответствии с п.1 ст.112 УПК обязан  не  реже  одного  раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований  закона  о приеме, регистрации  и  разрешении  заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. В случае обнаружения нарушения закона о сроках и порядке проверки заявлений и сообщений, прокурор заслушивает объяснения следователя или лица, ведущего дознание, указывает на совершенные ими ошибки, а в необходимых случаях рассматривает вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
     При проверке материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет следующие обстоятельства:
-         Достаточно ли полно исследованы обстоятельства, указанные в сообщении;
-         соблюдены ли требования закона о передаче в необходимых случаях материалов на разрешение в административном или дисциплинарном порядке;
-          уведомлен ли заявитель о принятом решении и разъяснен ли ему порядок обжалования этого решения.
-          соответствуют ли мотивы решения нормам материального и процессуального законов и фактическим данным.
 При обнаружении неосновательного возбуждения уголовного дела  или неосновательного отказа в его возбуждении судьей или судом, прокурор приносит протест в кассационном порядке по правилам ст. 331 УПК, а после истечения кассационного срока, в порядке надзора в соответствии с правилами ст. 373 УПК.
    Если же дело незаконно  возбуждено  самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором.
    Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены.
     Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, которые относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение
Наберите символы, которые изображены на картинке:
Горьковский АвтоЗавод сокращённо (три буквы):
"Волга" это река или автомобиль?:
т р и п л ю с д в а минус 2 равно (цифра):


Wi-Fi точки в Москве
ßíäåêñ.Ìåòðèêà
Map