Памятник стратонавтам (Донецк)Гибель стратонавтовСтратонавты Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Пётр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун поднимались на субстратостате ВВА-I, для изучения влияния высотного давления на организм человека и погибли 18 июля 1938 года. На большой высоте отказало кислородное оборудование, а индивидуальное кислородное оборудование не справилось с поддержанием жизнеобеспечения. Экипаж субстратостата погиб от удушья. Гондола субстратостата упала на территории центрального парка культуры и отдыха имени А. Щербакова (в районе «Белого карьера»). Субстратостат при падении попал на линию электропередачи. Шар субстратостата взорвался, так как он был заполнен водородом.СтратонавтыСтратонавт – человек, совершивший полет в стратосферу на стратостате. Такие полеты были писком моды в воздухоплавании 30-х годов. Первыми их совершили швейцарцы Огюст Пикар и Пауль Кипфер. А потом за полеты в стратосферу всерьез взялась Страна Советов. Была иллюзия, что таким образом можно будет прорваться в космос, структуру которого тогда понимали еще не вполне. Эксперименты со стратостатами – гондолами с огромными газовыми баллонами – были смертельно опасным делом. В СССР состоялось шесть пусков, из которых один окончился полным успехом, еще один – относительно удачно (при снижении возникла угроза аварии, но в итоге экипажу удалось спастись), а в четырех случаях – катастрофически. Одна из трагедий и произошла в небе над Донецком.
Это случилось 18 июля 1938 года. Аппарат назывался ВВА-1 и был, собственно, субстратостатом – то есть, предназначался для исследования нижних слоев атмосферы. В причинах аварии так и не не разобрались впоследствии. Жители Сталино видели ужасную концовку: машина рухнула на крышу колбасного завода за парком Щербакова, на Александровке. Задев провода электропередачи, баллон вспыхнул ярким пламенем. Его потушили, вскрыли гондолу и обнаружили там тела четырех стратонавтов без признаков жизни.
Памятник В 1953 году на проспекте 25-летия РККА, в месте пересечения с создававшимся бульваром Пушкина, был открыт памятник героям. С тех пор в городе живет заблуждение, что именно там, на бульваре, и произошла трагедия. На самом деле, памятник стоит на месте захоронения стратонавтов. Место падения – с другой стороны городских прудов. Туда меня водили александровские аборигены. Сейчас там – жилой квартал между цирком «Космос» и шахтой Горького. Истории о крушении стратостата ВВА-1, передаваемые из поколения в поколение, бродят среди населения и успели обрасти самыми невероятными подробностями.
Половина поселка Александровка уверена, что в небе над Сталино погибли первые советские космонавты. Треть этой половины, не слишком подкованная в хронологии, полагает даже, что тут погиб Юрий Алексеевич Гагарин. Пересказывается версия, что на колбасный завод рухнул подбитый немецкий шпионский дирижабль. И даже про инопланетян говорят. К сожалению, реальную историю катастрофы простой народ знает мало. И – вот реальная досада! – почти никто не ассоциирует ее с памятником на бульваре Пушкина.
Но это еще что! В другом конце города, на северной окраине Куйбышевского района есть улица Стратонавтов. Почему ее так назвали, не скажет, наверное, уже никто. Рядом, конечно, расположен аэропорт, но все равно, слишком абстрактная привязка. Живу я недалеко, поэтому не поленился, сделал беглый опрос населения, живущего на улице Стратонавтов. Из 22 человек, согласившихся не послать меня подальше, ни один (!) не смог ответить, в честь кого названа их улица. Причем, среди респондентов были люди с высшим техническим образованием.
Вот лишнее доказательство того, что Донецк привык считать себя городом без истории. А так не бывает. У нас очень специфическая история – но она есть, и она интересная.
Тайна Обстоятельства гибели стратонавтов окутаны нехорошей тайной. Когда гондолу вскрыли, герои-воздухоплаватели выглядели ужасно: лица посинели и опухли, языки почернели и вывалились. Типичные симптомы отравления угарным газом. В газете «Социалистический Донбасс» официальной причиной смерти стратонавтов называлось удушье, то есть отсутствие кислорода (по причине неэффективности индивидуальных кислородных приборов). Расследование продолжалось полгода. Результаты анализов крови погибших были разными в разных лабораториях. Стратонавтов по-быстрому похоронили в Сталино, хотя героев, погибших в предыдущих катастрофах – с максимальными почестями, возле Кремлевской стены. Все это выглядело непонятным, если не подозрительным. Неудивительно, что возникли результаты о диверсии.
Жена командира экипажа, Якова Украинского, писала другу: «То, что они погибли все сразу и именно на высоте, когда включают кислород, ясно говорит о наличии общей причины их гибели. Аппаратура поэтому в порядке, а баллоны были расчищены (или расхищены?), а потому анализов сделать не смогли. Мне только непонятно, почему следствие так отмело эту наиболее вероятную причину, почему ни разу со мной не говорили? Во всем этом вижу какую-то предвзятость, это заставляет думать, что кому-то выгодно погубить воздухоплавание».
Как бы подкрепляя эту версию, вскоре погиб Георгий Прокофьев – лидер первого экипажа советской страто-эпопеи, легендарная личность, олицетворение воздухоплавания.
ПамятьКатастрофа в небе над Сталино – дело темное, разобраться в нем за давностью лет вряд ли возможно. Максимум, что может сейчас сделать Донецк, город смелых и самоотверженных людей – хранить память о героях. Помнить их имена. Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун – четыре сильных человека, чья жизнь оборвалась в наших краях.
И уж, по крайней мере, среди жителей улицы Стратонавтов стоит провести разъяснительную работу, чтобы они понимали, на какой улице живут. Да и в Александровке объяснить, что же у них случилось летом 1938 года. А то вдруг окажется, что именно про донецкое происшествие рассказывал через три с половиной месяца после него Орсон Уэллс в своей знаменитой радиопередаче.