Автор Тема: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения  (Прочитано 56751 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Sergej

  • Гость
Всем доброго времени суток!

Суть доработки проста - меняем алгоритм работы штатного электровентилятора (ЭВ) системы охлаждения:
плавное управление частотой вращения ЭВ вместо "включено - выключено".

На графике - новый алгоритм работы штатного электровентилятора.



Вентилятор начинает вращаться (точка С) когда термостат полностью открыт и вся охлаждающая жидкость (ОЖ) идет через радиатор.
Если температура ОЖ начинает снижаться, то частота вращения ЭВ снижается вместе с ней.
Если температура ОЖ продолжает расти, то вентилятор увеличивает обороты, препятствуя росту температуры.
Когда температура ОЖ не меняется - вентилятор вращается с постоянной скоростью.

До и после модернизации ГАЗ-31105
(Видео с комментариями - 87 секунд, 1.6 МБ)
Ролик находится во вложении.



Для того, чтобы вентилятор заработал так, как на видео, нужен датчик,
который будет измерять температуру ОЖ на выходе из двигателя (или на входе в радиатор) и блок управления,
который будет изменять напряжение, подаваемое на ЭВ, получая сигнал с этого датчика.

Процесс установки:
1. Закрепляем блок управления.
На ГАЗ-3110 и ГАЗ-31105, обычно, есть свободные шпильки (на карбюраторных Волгах на этом месте стоял коммутатор):



или так (на ГАЗ 3102):



2. Вкручиваем датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)




3. Подключаем блок управления к бортсети (аккумулятору), ЭВ и ДТОЖ.

Эти графики построены по результатам измерений:



Ток и энергопотребление снижаются в разы  sm.chili. Вентилятор включается и работает неслышно  :sm144: .

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Сколько денег ст0ит это устройство?
Где находится блок силовых предохранителей, на твоей Волге?

Sergej

  • Гость
3 т.р. с установкой в сервисе. У меня нет Волги.

Предохранитель у системы свой. Стоит в "плюсе" цепи питания.

Схема подключения. Она универсальная


Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Адрес сервиса или сервисов?
В каких городах есть эти сервисы?
Самостоятельная установка лишает гарантии или как?
По почте отправляете?
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Скромная цена за такое чудо техники :sm219:
Получается, что мой Смерч-7 в пять раз хуже? А вот чем он хуже, объясни Сергей. :sm148:

4887

  • Гость
А где схема этого чудного девайса? Без нее спорить даже как то неинтеллигентно... Видео просмотрел несколько раз. Кроме рева движка и красивой правой фары ничего толком не увидел.  А, забыл, на видео проявляются надписи. Это домашнее задание студента-айтишника?

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Бьюсь об заклад, схему мы не увидим :sm148:

4887

  • Гость
Да, скорее всего. Жаль, было бы любопытно.

А вот схема "Смерч-7" интересна, можно спорить. Конечно, листинг не помешал бы...

Sergej

  • Гость
Адрес сервиса или сервисов?
В каких городах есть эти сервисы?
В Твери:
Техцентр "Автомастер", тел. (4822) 77-13-75; Автосервис "ИВА-2000", тел. (4822) 52-24-08;
СТО "ТЭФКО-СЕРВИС", тел. (4822) 422-244; "Автоэлектрик" тел. (4822) 747-014, Джип-Центр "Лебёдушка" тел. (4822) 7-69-777
Есть партнеры в Москве, но там устанавливают пока только своим клиентам.

Цитировать
Самостоятельная установка лишает гарантии или как?
По почте отправляете?
В розницу не продаётся. По почте не рассылается, т.к. стоимость установки в автосервисе, по цене, сопоставима с розничной наценкой. Преимущество установки - сначала результат и лишь потОм оплата. Плюс гарантия на установку.

Sergej

  • Гость
Получается, что мой Смерч-7 в пять раз хуже?
Алексашка, ты хочешь сказать, что регулятор тебе установили в автосервисе за 600 р. Так что ли? Напиши адрес этой чудо фирмы.

А вот чем он хуже, объясни Сергей. :sm148:
Он не годится для Волги с 30-ти амперным вентилятором.

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Я заказывал по интернету. Вместе с пересылкой вышло 750р. Поставил сам, скурпулёзно, неспеша. Уверен, что в разы качественнее любого сервиса. Хотя, за 3000р. должно быть ещё качественнее. Или установка отдельной сметой идёт? :sm10:

Вентилятор с завода не менялся, я не знаю на сколько он ампер, но Смерч-7 безупречно работал больше полугода. На этой неделе сломался по моей вине из-за переполюсовки аккумулятора. Если не смогу отремонтировать, куплю новый. Кроме смерча, другие блоки тоже сгорели, но это так к слову.

Сергей, покажи схему устройства. Посмотрим на что он годится.

Sergej

  • Гость
Цитата: 4887
Видео просмотрел несколько раз. Кроме рева движка и красивой правой фары ничего толком не увидел.
Скриншот звуковой дорожки того файла:




А вот схема "Смерч-7" интересна, можно спорить.
4887, а о чём можно спорить, глядя на принципиальную схему  :sm33: ?



за 3000р. должно быть ещё качественнее. Или установка отдельной сметой идёт? :sm10:
Второе отличие: при полюсовке сгорает плавкий предохранитель  :dance2: - его цена не больше 5-ти рублей  :sm73: .
В указанную цену включена стоимость установки, годовая гарантия на неё и на устройство - разница №3. 3000 - это тверская цена. Рекомендуемая для Москвы - 4000 р.


Вентилятор с завода не менялся, я не знаю на сколько он ампер... Кроме смерча, другие блоки тоже сгорели.
Измерить ток потребления вентилятора - на это потребуется меньше времени и денег, чем на замену очередного блока.
Сделать это можно с помощью измерительного шунта и мультиметра



Ток потребления ЭВ Калины - больше 20-ти ампер. Волговские, как правило, более мощные.

4887

  • Гость
4887, а о чём можно спорить, глядя на принципиальную схему?
О схеме, о чем же еще?!

Мне, например, не до конца ясна роль сладкой парочки R5, R6. Поставить один резистор 510 Ом и все дела. Или это резервирование?

Заодно если бы глянуть в листинг - многое стало бы ясным. А то RC-цепочки на аналоговых входах мне кажутся (навскидку) великоватыми. Хотя, для фильтрации помех от зажигания - в самый раз. Да, листинг не помешал бы...

Владимир

  • Гость
показания какого датчика температуры используются? если это ДТОЖ, то как в этом случае ведет себя ЭБУ?

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Сергей, два Смерч-7, дешевле чем один твой регулятор + предохранитель. Элементарная арифметика, Ватсон :mocking:
Звуковая дорожка на скриншоте сравнивает штатную схему и твою. Ну твоя схема лучше штатной, согласен :crazy:
Спорить, глядя на схему, можно о многом. Ты, Сергей, смотришь на схему Смерча и говоришь он не подходит для 30 ампер.
Если твоё устройство идеально во всём, предоставь схем, чего боишься? Наверняка вопросы отпадут, почему такая цена.

Когда я ставил датчик дождя, пришлось снять приборку и включить зажигание, вентилятор минут 10-20 работал на полной мощности.
Со смерчем ни чего не случилось. В повседневной эксплуатации вентилятор ни когда не включается на полную мощность.
Повторяю, Смерч сломался по моей вине. Да, Смерч не расчитан на дураков, только дурак может отслюнявить за регулятор оборотов сумму,
соизмеримую со стоимостью бортового компьютера.

4887, нафиг тебе листинг, собирать сам чтоли будешь. У меня где то есть общее описание алгоритма работы. По элементам рассказать,
в ПИК-контроллерах не рулю, я АВРами увлекаюсь.

Владимир, изменений в поведении ЭБУ не заметил. Подключал ноутбук неоднократно после установки, все параметры в норме.

Владимир

  • Гость
Алексашка, мне кажется элетросхема такого устройства проста на столько, что ты сможешь её легко самостоятельно собрать и подключить...................а смысл её сотоит в том, что упровляющим сигналом к упровлению через силовой транзистро служит сигнал с датчика температуры....остается определить как сигнал передается, за счёт изминения сопротивления проходящего через полупроводник напряжения, которое в свою очередь упровляет базой транзистора, через который проходит напруга на вентилятор........что-то вроде системы простого усилителя сигнала...........незнаю, может я не точно выражаюсь......мои познания в радиоэлектронике заканчиваются на свойствах транзисторах (база, коллектор, эмитер) ;-)))

Алксашка, я имел ввиду систему Сергея, но разобрался, оказывается там нужно ставить отдельный  ДТОЖ, и уже с него снимать показания......кстати именно они являются управляющими.

4887

  • Гость
Алексашка, не. Собирать вряд ли, хотя... Я работал с платформой MCS-51, а ПИКи как-то остались в стороне.
Не очень мне они понравились своим своеобразным программированием, да и перестраиваться теперь поздно.

В Смерче серьезный выходной транзистор, в импульсе может держать там что-то больше 150 А.
Причем, его модификация S-7P весьма любопытна. Только неясно, чем вызвана частота дискретизации 37 Гц, что 25 мало?
Или они хотят с помощью экзотической частоты отстроиться от высших гармоник?

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #17 : 14 Воскресенье Марта 2010 00:23:17* »
Парни, я фигею с вас. :sarcastic:
Человек запатентовал своё изобретение, а вы хотите чтобы он своими руками отдал его пиратам.
Будьте скромнее что-ли. Если это не бета-версия, а уже доведённое до ума устройство, тогда придраться должно быть не к чему.
А вот кстати, как у этого устройства обстоят дела с защитой от пиратства и промышленного шпионажа?
Оно намертво залито смолой или можно купить и запросто скопировать? :hi:
Все секреты конструкции и технологии изготовления у одного человека или у нескольких? :sm225:
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #18 : 14 Воскресенье Марта 2010 01:26:35* »
На ТОРН получено 2 или больше патентов. Но разработчик не жмётся схемой.

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #19 : 14 Воскресенье Марта 2010 01:32:04* »
А его схема легко копируется? :crazy:
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #20 : 14 Воскресенье Марта 2010 01:34:41* »
нет :sarcastic: элементы не все подписаны

Sergej

  • Гость
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #21 : 14 Воскресенье Марта 2010 13:13:24* »
Спорить, глядя на схему, можно о многом. Ты, Сергей, смотришь на схему Смерча и говоришь он не подходит для 30 ампер.
Не совсем так. Я прошел по твоей ссылке и прочитал: "Коммутируемый ток, А, не более – 15".
Значит, по данным производителя, для 30-ти амперного электровентилятора Волги нужно будет заказать по интернету доставку 2-х блоков и подключить их параллельно. Но при переполюсовке они сгорят оба   :sm183: . (750+500)*2+провода=2500+провода, т.е. уже совсем другая арифметика.

Цитата: Алексашка
Смерч не расчитан на дураков, только дурак может отслюнявить за регулятор оборотов сумму, соизмеримую со стоимостью бортового компьютера.
Бортовой маршрутный диагностический компьютер Multitronics Di8 для а/м "Волга" ГАЗ 3110, ГАЗ 3102, "ГАЗЕЛЬ", "СОБОЛЬ" - цена 510 рублей :sm69:

Алексашка, цена на товар определяется только спросом и предложением.

Цитата: Алексашка
Если твоё устройство идеально во всём, предоставь схем, чего боишься?
Не хочу, чтобы кто-нибудь с моей "помощью" подставился под статью 147 УК  :pardon: .

Sergej

  • Гость
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #22 : 14 Воскресенье Марта 2010 13:53:37* »
Если это не бета-версия, а уже доведённое до ума устройство, тогда придраться должно быть не к чему.
Устанавливается на автомобили с 2003-го года. В 2004-м был материал в Авторевю: Адаптивный вентилятор  >>>
Пока замечаний к работе АРМов нет.

Цитата: Dustmaker
А вот кстати, как у этого устройства обстоят дела с защитой от пиратства и промышленного шпионажа?
Оно намертво залито смолой или можно купить и запросто скопировать? :hi:
Скопировать, думаю, можно всё - было бы желание и деньги. Плата намертво не залита.

Цитата: Dustmaker
Все секреты конструкции и технологии изготовления у одного человека или у нескольких? :sm225:
У нескольких.

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #23 : 14 Воскресенье Марта 2010 14:07:30* »
Да, точно, не более 15 написано :crazy:
Как он у меня работал 10-20 минут на полной мощности? Транзистор почти не нагрелся, диод потеплее был.
С сентября работал в штатном режиме!
У тебя нет Волги, откуда знаешь ток потребления? На калине 20А не показатель, мы здесь не сомневались, что тазы - говно, а на Волгах ставят самые лучшие вентиляторы :sarcastic:
Ладно, замеряю ток, самому интересно уже.

Переполюсовка это досадная ошибка, которая не повторится.
Однажды я тянул телефон, надо было  проверить не перебил ли где провод, прибора по рукой не оказалось (лежал в другой комнате, лень было сходить), ну и проверил на язык :crazy: Больше так ни когда не проверял, предпочитаю отложить работу и сходить за прибором :sarcastic:

К чему это ты привёл цену на самый ущербный бортовик? :sm63: Когда я говорю о волговских примочках, я имею ввиду самые крутые версии, но по адекватной цене.

Оффлайн Dustmaker

  • ГАЗ-310221 ЗМЗ-406 Е2
  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 31546
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +1/-1000
  • Make dust or eat dust
    • ВОЛГАУНИВЕРСАЛ
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #24 : 14 Воскресенье Марта 2010 14:26:11* »
У меня тоже карлсон работал какое-то время с 20А предохранителем, пока корпус этого предохранителя не расплавился в один прекрасный момент.
А теперь у меня 30А или  :sm63: 40А предохранитель 50А реле карлсона и всё нормально. Сам уже не помню. Надо будет глянуть. :sarcastic:
Клеммы карлсона у меня даже расплавились и сгорели как-то если кто помнит. Переделал заводское Г и теперь всё навека.
Для счастья нехватает только плавного включения карлсона.  :sm211:
No offtop, No flood, No overquoting, No spam, No post-clon = No problem
$лавэ €диной ₽оссии!
Только хардкор, только Аврора!

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #25 : 14 Воскресенье Марта 2010 14:28:27* »
Резкое включение, вот и расплавилось. Ставь Смерч, будет феншуй.

Владимир

  • Гость
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #26 : 14 Воскресенье Марта 2010 18:30:51* »
Алексашка, причем здесь резкое включение? Тут как раз плохой контакт в штекерном соединении, в результате место контакта сильно разогревается..............

Я вообще не вижу чего-то положительного от плавного включения вентилятора...........его работа будет практически постоянной, в то время как режим обдува встречным потоком воздуха будет достаточно для удержания температуры в заданном температурном диапозоне......возможно в пробках оно эфективно, но даже в этом случае, хороший бортовой компьютер, способен корректировать включение вентилятора, при любой настроенной температуре, и держать включеным вентилятор если температура не отпускается ниже заданой....единственный плюс в том, что резкого спада напряжения в электро-сети авто нет....
кстати а что произойдет, если по каким-то причинам блок управления выдет из строя?
перегрев неизбежен или есть аварийная система включения вентилятора?

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #27 : 14 Воскресенье Марта 2010 19:29:10* »
Тут не плавное включение, а регулировка оборотов в зависимости от температуры. График на первой странице посмотри.
Положительное:
Вентилятор очень редко работает на полной мощности, а это уменьшение шума.
Нет бросков тока.
Нет лишней механики. Одно реле менее надёжно, чем ноутбук, например, вцелом. У меня реле несколько раз залипало, со Смерчем проблем небыло. Микроэлектроника в разы надёжнее дискретных элементов и в сотни раз надёжнее механики.
Если блок выйдет из строя, произойдёт тоже самое, что и при отказе датчика в радиаторе или реле.

Если вентилятор не подключён к ЭБУ, никаким бортовиком ты не отрегулируешь температуру включения.
А если и был бы подключён, делать мне больше нечего за рулём, дай понажимать кнопки.

Владимир

  • Гость
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #28 : 14 Воскресенье Марта 2010 20:08:21* »
А  ты не подумал, в каких ситуациях происходит бысрый рост температуры?
буксование, нагрузка связаная с буксированием, и всё пожалуй, всё это мы или редко делаем, или вообще не делаем.......
рост температуры от быстрой езды, компенсируется встречным потоком воздуха, так зачем вообще в это время работа вентилятора?

А что самому схему собрать слабо?

Оффлайн Алексашка

  • Чёрная Нольвторая
  • Модератор форума
  • *****
  • Сообщений: 5049
  • Country: ru
  • Активность:
    0%
  • Карма: +757/-0
  • В ней есть особенная стать.
Re: Адаптивный вентилятор. Модернизация охлаждения
« Ответ #29 : 14 Воскресенье Марта 2010 20:39:56* »
Когда температура низкая, вентилятор не работает. На трассе, он выключен.
Со смерчем вентилятор работает как термостат, начинает крутиться с 87 градусов (можно регулировать).

Могу сам собрать, но нужен программатор и детали. Нормальных деталей в моём мухосранске нет, надо ехать в Казань 170км.

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение
Наберите символы, которые изображены на картинке:
Горьковский АвтоЗавод сокращённо (три буквы):
"Волга" это река или автомобиль?:
т р и п л ю с д в а минус 2 равно (цифра):


Wi-Fi точки в Москве
ßíäåêñ.Ìåòðèêà
Map