Инструкция: основные функции водителя-охранника (водителя-телохранителя) во время передвижения по маршруту.
Требования к автомобилю и его модификация. Техника маневрирования. Тактика действий в различных ситуациях.Охранник, являющийся одновременно водителем охраняемого лица, - явление, хотя и не желательное с точки зрения профессионала, но все же достаточно распространенное в сфере обеспечения безопасности коммерческих руководителей различного ранга. Выполнение двойных обязанностей, естественно, требует иного, более высокого уровня профессиональной подготовки от водителя-охранника.
Он должен быть обучен приемам контраварийного и тактике оборонительного вождения автомобиля. Иметь чёткое представление о том, как проводится нападение на автомобиль и какими способами от него уходить.
В обязанности водителя-охранника по обеспечению безопасности охраняемого лица на маршрутах следования входит комплекс мероприятий, которые включают в себя:
- выбор, подготовку и защиту автомобиля;
- выбор, оценку основных и запасных маршрутов передвижения;
- непосредственную охрану в пути следования;
- осуществление мер безопасности во время стоянки, парковки.
Выбор, подготовка и защита автомобиля.При выборе автомобиля для охраняемого лица следует исходить из следующих требований:
- должен иметь достаточно мощный двигатель;
- быть маневренным;
- иметь не яркий цвет;
- иметь мощную подвеску;
- иметь хороший обзор из салона.
После выбора служебного автомобиля следует его дополнительно оснастить следующими элементами:
- провести тонирование стёкол;
- усилить передний и задний бамперы;
- установить дополнительные фары;
- установить дополнительные зеркала для наблюдения из салона;
- установить центральный замок;
- установить охранную сигнализацию с противоугонной системой;
- сиреной ручного или ножного включения;
- установить спец. сигнал («маячок»);
- микрофон и громко говорящую связь.
Кроме выше перечисленного автомобиль должен быть укомплектован:
- медицинской аптечкой;
- огнетушителями (порошковым или пенным) в багажнике и салоне;
- инерционными ремнями безопасности;
- подушками безопасности;
- дугами безопасности от бокового удара;
- запасное колесо (всегда в исправном состоянии);
- буксировочный трос;
- мощный фонарь или переносной прожектор;
- защищённым радиатором;
- защищённой от проникновения выхлопной трубой;
- средствами бронезащиты (пуленепробиваемые стёкла, за задним сиденьем броне-
плита, пулезащитные покрышки, невозгораемый топливный бак);
- стационарной связью;
- кондиционером;
- инструментом для устранения неисправностей.
Перед выездом на маршрут автомобиль должен быть подготовлен.
Подготовка автомобиля включает:- бензобак и бачок омывателя стёкол должны быть полными;
- уровень масла и охлаждающей жидкости в норме;
- зарядка аккумулятора должна быть в норме;
- давление в шинах должно соответствовать параметрам указанным производителем
с учётом погодных условий и местности, по которой придётся проезжать;
- стёкла и фары должны быть чистыми;
- окна и двери должны быть закрыты.
Перед каждым выездом кроме проверки технического состояния производится осмотр автомобиля, который в себя включает:
- обход и внешний осмотр;
- обследование арок и днища;
- открытие капота крючком и отключение электричества;
- открытие двери, через которую вышел последний пассажир;
- обследование салона и багажника.
Обход и осмотр автомобиля производится по спирали вокруг автомобиля.
Осмотр начинается с 10 -15 метров. Двигаясь против часовой стрелки осматривают
окружающий участок – парк автомобилей, гараж, непосредственно площадку вокруг автомобиля, дренаж, недавно обработанную землю, изгородь. Ищите провода, что-нибудь необычное. Помните, что участок может быть объектом дистанционного контроля и управления заложенным здесь взрывным устройством.
Осмотр кузова – не повреждены ли окраска, зеркала, бамперы, колпаки ступиц,
окна, крышка заливной горловины бензобака. Ищите следы небрежного контакта,
насильственного проникновения – пятна, грязь и т.д.
Колёса и арки – проверте всю внутреннюю сторону арки, шины, трубки тормоз-
ной магистрали (нет ли порезов), не вставлены ли острые предметы в шину, не осла-
блены ли гайки на колёсах.
Днище – шасси, карданный вал, моторное отделение, выхлопные трубы по всей
длине, внутренняя сторона колёс. Следует искать утечки масла, порезы на трубах,
осмотреть теплочуствительные детали около выхлопа.
Капот – вскрытие капота, не открывая дверей автомобиля, может производиться специальным приспособлением, затем отключается электросеть и производится осмотр двигательного отсека.
Внутренность салона – сначала осмотрите через окна. Особую осторожность соблюдайте, если автомобиль оставался без присмотра. Откройте двери (сами или дистанционно с использованием верёвки с «кошкой») и осмотрите все углы, обивку, сиденья, подлокотники, панели крыши, пепельницы, перчаточный ящик, скрытые полости. При этом особое внимание обращайте на наличие меток (жучков), которые устанавливает водитель с целью определения вскрывался автомобиль или нет.
Багажник – выньте из него все предметы, проверьте наличие и исправность запасных частей. Если автомобиль оставался без присмотра, постарайтесь открывать багажник осторожно, если конструктивно возможно, из салона.
Осмотр салона и багажника может производиться с использованием поисковой техники для выявления технических средств съёма аудиоинформации и досмотровых зеркал. Если обнаружите что-либо подозрительное, ни к чему не прикасайтесь, предупредите коллег, освободите опасный участок, установите вокруг него оцепление. Сообщите о подозрительных фактах в милицию, своему начальству и охраняемому лицу.
Заключительная проверка – открыв двери, заведите двигатель, проверьте всё электрооборудование (фары, стеклоочистители и т.д.), тормоза, передачи. Прослушайте работу двигателя.
Формуляр детального осмотра автомашиныМарка а/м________________________Модель____________________
Кол. дверей_______________________Год выпуска_________________
Кузов____________________________№______________________
Место проверки_______________________________
_________
Дата, время проверки_____________________________
I. Внешний осмотр:
Визуальная проверка
1. Признаки взлома.
2. Признаки неблагополучия (отпечатки пальцев, протекание жидкости, оголенные или висячие провода).
3. Участок вокруг и под каждым колесом.
4. Проверка контрольной ленты.
II. Проверка днища автомашины:
5. Левый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.
6. Правый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.
7. Левый задний отсек двигателя.
8. Правый задний отсек двигателя.
9. Коробка передач (трансмиссия).
10. Рулевые тяги.
11. Бензопровод.
12. Система выхлопа газов.
13. Дифференциал.
14. Задний мост и прилегающее пространство.
ЧТО НЕОБЫЧНОЕ – ИЗОЛИРУЙ, НЕ ПРИКАСАЙСЯ, ЗОВИ НА ПОМОЩЬ.
III. Проверка салона изнутри:
Задняя часть
15. Двери.
16. Дверные панели.
17. Маты (коврики).
18. Заднее сиденье и подлокотники.
19. Подголовники.
20. Включатель освещения.
21. Под передним сиденьем.
22. Спинка заднего сиденья.
Передняя часть
23.Двери.
24.Дверные панели.
25.Маты, педали.
26.Блок предохранителей.
27.Передние сиденья.
28.Торпеда, ручки вентиляции.
29.Радио, прикуриватель, пепельница.
30.”Бардачок”.
31.Солнцезащитные колпачки.
32.Включатели освещения.
33.Подголовники.
IY. Проверка багажника:
34.Маты (коврики).
35.Запасное колесо.
36.Спинка заднего сиденья.
37.Электропроводка.
38.Задняя панель из багажника.
39.Бензобак (удостовериться, заперта ли крышка).
Y. Проверка моторного отсека:
40.Проверка капота.
41.Проверка всего отсека.
YI. Запуск двигателя:
Проверка звуковой сигнализации, фар, поворотов, мигалки, тормозов, кондиционера, обогревателя, сидений, зеркал, радио.
YII. Проверка наличия бензина, зарядки аккумулятора, давления масла.
Кем произведена проверка_______________________________
_______
Дата, время__________________________________
________________
Выбор, оценка маршрута передвиженияМаршрут передвижения должен отвечать следующим требованиям:
- иметь кратчайший путь;
- иметь как можно меньше мест, где скорость движения снижается или происходят
остановки (светофоры, не управляемые и управляемые перекрёстки, сужение до-
роги, ремонт и т.д.);
- иметь как можно меньше мест благоприятных для совершения нападения.
Следует планировать несколько маршрутов движения. При этом должен
быть основной и как минимум два запасных маршрута. Маршруты передвижения
следует менять. При оценке маршрута иногда целесообразнее удлинить маршрут,
если он менее безопасен.
Отправляясь в поездку, вы должны знать, сколько времени она займёт, когда вам надо выезжать, чтобы прибыть без опоздания.
Засеките по спидометру момент отъезда, чтобы в любой точке маршрута вам
было известно пройденное расстояние и затраченное время, в зависимости от времени выезда, дня недели и т.д. Если есть радиостанция, то регулярно проверяйте её на
маршруте и при обнаружении радиопомех усильте бдительность.
Вы должны знать, где на маршруте находятся больницы, посты ГАИ, чтобы в случае инцидента можно было быстро доставить или укрыть охраняемое лицо (ОЛ).
Помните, в любом месте, где вы будете вынуждены остановиться, возможна
засада. Поэтому помните, где ведутся дорожные работы, есть крутые повороты и т.д.
Вы должны проверить место назначения, особенно парковки автомобиля. Заранее продумать, где лучше высадить ОЛ, чтобы было удобно и безопасно.
Обязанности охранника – водителяОхранник – водитель обязан:
- иметь высокие навыки вождения, в том числе и скоростного;
- стаж безаварийной работы не менее 6 лет;
- досконально знать устройство, технические характеристики и возможности управляемого им автомобиля;
- иметь постоянную готовность сыграть активную роль в обеспечении безопасности охраняемого лица на маршруте следования;
- знать местоположение своего автомобиля в потоке машин и вести наблюдение до, в ходе и после завершения движения по маршруту;
- управлять технически исправным автомобилем;
- избегать привычных схем, которые располагают к совершению нападения. Периодически менять время выезда, приезда и маршруты следования, а также место парковки и стоянки;
- на любой дороге держать автомобиль, занимая более выгодную позицию, затрудняя нападение;
- знать различные приёмы и способы возможного нападения на автомобиль, а также признаки, указывающие на подготовку такого нападения;
- знать сигналы, жесты, условные сигналы, кодовые слова и порядок действий по ним;
Водителю запрещается:
- слушать радио (без разрешения охраняемого лица);
- вступать в разговоры (за исключением тех случаев, когда речь идёт о безопасности вождения);
- отвлекаться на посторонние действия;
- вступать в конфликт с участниками дорожного движения и сотрудниками ГАИ;
- курить;
- садиться за руль в болезненном, похмельном или нервозном состоянии.
Посадка-высадка охраняемого лицаСтатистика преступлений свидетельствует, что нападения злоумышленников совершаются чаще всего во время посадки или высадки охраняемого лица из автомобиля.
Оптимально безопасный порядок действий водителя-охранника по прибытии к месту проживания охраняемого лица таков:
- припарковать автомобиль как можно ближе к подъезду в направлении дальнейшего движения;
- доложить по средствам связи охраняемому лицу о своем прибытии;
- изучить обстановку вокруг подъезда дома, фиксируя все подозрительные моменты и принимая адекватные меры;
- если обстановка благополучная(машина находится на охраняемой вашими охранниками стоярке), водитель-охранник покидает машину, закрыв её на замок и поставив на сигнализацию, заходит в подъезд, где производит оперативный осмотр первого этажа, лифта, а только затем все лестничные клетки и пролёты до этажа, на котором проживает охраняемое лицо, в том числе лестничные пролёты следующего за этим этажа;
- после условного сигнала встречает охраняемое лицо и сопровождает его по принципу «от двери к двери»: от двери квартиры до дверцы автомобиля, а затем и до двери офиса. После встречи охраняемого лица водитель-охранник первым начинает спускаться по лестнице, одновременно контролируя верхний лестничный пролёт. Если спускаются в лифте – первым выходит из лифта, в готовности отразить потенциальное нападение, осматривает вестибюль и лестницы первого этажа, выходит из подъезда, оценивает обстановку и только после этого сопровождает охраняемое лицо к задней дверце автомобиля. После посадки блокируются все двери машины, охраняемое лицо находится сзади справа от водителя. Окна закрыты (стекла на окнах могут быть опущены, но не более чем на 5 см). Проверить связь. Начинается движение, о чём докладывается оперативному дежурному.
На маршруте следованияРазрабатывается как минимум 3 маршрута движения охраняемого лица, причём в той или иной ситуации каждый из них может стать основным. Поэтому необходимо продумать варианты переходов от одного маршрута к другому. Важно помнить, что лучший маршрут – не значит самый короткий и прямой путь от дома до офиса, от дома до учебного заведения, где обучается ребёнок руководителя, от дома до места работы жены руководителя и наоборот.
По возможности исключить из маршрута «узкие места», где наиболее вероятно нападение: железнодорожные переезды, пересечение с главными дорогами, места проведения дорожных работ, светофоры, левый поворот с одной улицы на другую (помеха с права), трамвайные остановки на центральной части улицы, пешеходные переходы.
Проанализировать обстановку на маршруте, особенно в «часы пик», чтобы избе-
гать «пробок» и заторов, состояние дорог (освещённость, наличие выбоин и т.д.) и
прилегающих к ним районов (каков там уровень преступности) – всё это поможет лишний раз не подвергаться опасности.
На схемах прорабатываемых и утверждаемых маршрутов обозначаются места, где расположены службы правоохранительных органов и муниципальных учреждений, иных государственных служб, а также адреса расположенных на маршруте извест-
ных вам ЧОП и СБ, адреса родственников и друзей ОЛ, которые могут оказаться по-
лезными в той или иной критической ситуации.
Во время движения водитель – охранник обязан:
- иметь постоянную связь с оперативным дежурным (ОД);
- каждые 10-15 секунд вести наблюдение, не поворачивая головы, с помощью зеркал заднего и бокового обзора (вперёд - назад, лево - право);
- постоянно держать в поле зрения как можно большее количество автомобилей, находящихся на трассе;
- уметь определять, ведётся ли за машиной наблюдение;
- при движении располагать автомобиль в крайней левой полосе для более эффективного препятствия обгону злоумышленниками слева;
- при движении в городе держаться скорости на 5-10 км/час опережающей скорость потока, соблюдая при этом правила дорожного движения;
- правильно маневрировать в плотном потоке транспорта, никогда не занимая место за грузовыми машинами;
- останавливаясь на запрещающий сигнал светофора стараться находиться в первом ряду, чтобы иметь возможность беспрепятственно продолжить движение;
- повышенное внимание обращать на обстановку вокруг места прибытия;
- во время стоянки или остановки обеспечивать охрану автомобиля.
Во время движения по маршруту возможна остановка по требованию сотрудника ГАИ. Как отличить настоящего сотрудника ложного?
Это можно сделать по следующим признакам:
- по форме одежды (она имеет специфические отличия от обычной формы сотрудника милиции);
- полной служебной экипировке работника ГАИ;
- наличию обязательных служебных атрибутов: жетона с личным номером, жезла и т.д.
Одинокий сотрудник ГАИ на безлюдном шоссе или в ином потенциально опа-
сном месте, без служебного автомобиля, должен вызвать у вас повышенную насто-
роженность. Если остановившие вас люди, представившиеся сотрудниками право-
охранительных органов, вызывают у вас подозрение, не открывайте по их требова-
нию двери и не опускайте стёкла, не покидайте машину. В этом случае выразите го-
товность проследовать вместе с ними до ближайшего стационарного поста.
В случае аварии или поломки автомобиля водитель – охранник тут же сообщает о происшедшем ОД. При этом необходимо сообщить причину, и в какой помощи вы нуждаетесь, а также точное место нахождение. После чего, в зависимости от ситуа-
ции, надо предпринять все меры для обеспечения безопасности ОЛ и эвакуации его
на запасной (дежурной) машине или на частном автомобиле, такси, водитель которого не вызывает подозрений. В последнем случае водитель – охранник обязан
сопровождать ОЛ.
Всегда проявляйте повышенную бдительность и осторожность в случае непредви-
денного «ремонта дороги».
Став свидетелем дорожно-транспортного происшествия, не останавливайтесь, сообщите об этом по телефону сотрудникам ГАИ, оставив свои координаты.
Если ваша машина за городом попала в аварию, но может продолжать движение,
постарайтесь добраться до ближайшего поста ГАИ.
Если вы выявили за вами слежку.
Убедитесь, что за вашей машиной ведётся наблюдение. С этой целью несколько раз отклонитесь от маршрута, каждый раз возвращаясь на него. Если за вами «хвост», не пытайтесь предпринимать судорожных, необдуманных действий. Свяжи-
тесь с ОД, доложите о преследовании, получите инструкции для дальнейших дейст-
вий. Если почувствовали реальную угрозу, то останавливайтесь у ближайшего поста
ГАИ или здания любого правоохранительного органа и запросите помощь.
Отрыв от преследования можно сделать:
- за счёт использования скоростных качеств автомобиля;
- резкой остановкой у поста ГАИ или ВАИ;
- в крайнем случае, уход с нарушением правил дорожного движения.
Помимо постоянной готовности к отражению нападения и владения техникой маневрирования водитель-охранник должен знать способы совершения нападений на автомобиль и признаки им предшествующие.
Признаки опасности.
Водитель-охранник должен обращать особое внимание:
- на мотоциклы, причём как на водителя, так и на пассажиров;
- на транспортные средства, в которых находятся двое и более лиц. При этом
фиксировать: в какую сторону смотрят, их телодвижения, повороты их голов,
насколько оживленно они между собой разговаривают;
- на появление одного и того же водителя или пассажира в другом транспортном
средстве;
- на прохожих, которые наблюдают за автомобилем охраняемого лица;
- на любое транспортное средство, которое пристраивается за вами, но не пытается
обогнать вас или свернуть в сторону;
- на любое транспортное средство, следующее за вами на протяжении 1 км или более
с такой же скоростью;
Если вы заметили один из перечисленных признаков опасности, то необходимо перепроверить намерения следующего за вами транспортного средства, остановившись или совершив манёвр. Остановка или манёвр должны выглядеть случайными и естественными с тем, чтобы не насторожить тех, кто ведёт наблюдение.
Остановиться или совершить манёвр можно:
- заехав на АЗС, СТО;
- заехав на придорожную стоянку под тем предлогом, что вам нужно купить газеты,
сигареты, воду и т.д.
- под предлогом, что вы хотите осмотреть автомобиль;
- притормозив, не доезжая перекрестка и включив указатель левого поворота под тем
предлогом, что вы хотите свернуть во двор или на стоянку и ждёте, пока пройдёт
встречный транспорт;
- включив указатель левого поворота, но проехав перекрёсток в прямом направле-
нии;
При выполнении любого из вышеперечисленных приёмов остановки, манёвра не следует торопиться выходить из автомобиля. Когда следующий за вами автомобиль поравняется с вами, рекомендуется нагнуться ниже уровня окон.
Если угроза нападения неминуема и все признаки указывают на это, то водитель-охранник должен мысленно представить план своих действий и с опережением возможных действий со стороны нападающих сорвать или свести к минимуму эффективность нападения.
В результате манёвра добиться того, чтобы:- автомобиль с охраняемым лицом не был заблокирован, а имел возможность для
совершения манёвра;
- нападающая сторона потеряла автомобиль охраняемого лица из вида;
- для «нападающего» автомобиля создалась бы невыгодная дорожная ситуация;
- автомобиль охраняемого лица мог бы быстро развернуться и продолжить
движение в обратном направлении;
- резко увеличив скорость и маневрируя препятствовать прицельному ведению
огня.
Способы манёвровВ отличие от бытующего мнения, использование высоких скоростей в качестве технического манёвра для ухода от преследования или нападения в условиях города, как правило, не даёт положительного результата. Если водитель не является асом, вполне вероятно, что его автомобиль будет повреждён, разбит или выйдет из строя. Уйти от нападения можно лишь в результате заранее спланированных и искусно выполненных манёвров, цель которых привести нападающую сторону в замешательство или , как минимум, в невыгодное (неудобное) положение. Эти манёвры обычно выполняются на скоростях меньше 80 км/час.
Выполнение неожиданных манёвров для срыва готовящегося нападения, обеспечивая при этом максимальную безопасность пассажиров и водителя, чаще всего возможно на скоростях 40-60 км/час.
Резкая остановка автомобиля - данный манёвр рекомендуется производить в тот момент, когда нападающая сторона начинает нападение. В этом случае резко нажать на педаль тормоза, удерживая рулём машину в прямом положении, опуститься ниже уровня окон, упав на сиденье, при интенсивном движении быть готовым к тому, что в вас могут врезаться сзади.
Контролируемый занос – используется для поворотов на 180 градусов на высокой скорости. При правильном выполнении этого манёвра нападающая сторона оказывается в полной растерянности. Не следует прибегать к нему на загруженных трассах, поскольку данный манёвр не исключает возможности столкновения транспортных средств, существует опасность сцепления бамперов или крыльев, равно как и возможность разрыва или повреждения покрышек автомобиля.
Поворот с применением ручного тормоза – применяется на скользкой или грязной дорогеПрименяется на скользкой или грязной дороге, особенно хорошо на скорости 35-50 км/ч, в зависимости от покрытия дороги (чем суше дорога, тем выше скорость). Техника выполнения такова: слегка поворачивая колёса в направлении поворота, используют ручной тормоз. Затем тормоза, блокирующие колёса отпускаются, и задняя часть автомобиля поворачивается. Можно сделать от 90 до 270 градусов. После завершения поворота на пониженной передаче, с набором скорости, уезжаете с места поворота.
ЗАДНИЙ РАЗВОРОТ («полицейский разворот»)После остановки машины включается задняя передача и, разгоняя автомобиль до 30-40 км/ч, полностью выжимается акселератор и поворачивая рулевое колесо к открытой дороге. Передние колёса заскользят, когда боковое движение назад прекратится, включаете низкую передачу и с набором скорости уезжаете. Будьте готовы к диапазону поворота от 90 до 270 градусов.
РАЗВОРОТ YОсуществляется только на широких дорогах или дорогах с мягкой, ровной обочиной.
После остановки автомобиля, включаете заднюю передачу и, выкручивая руль вправо или влево, выезжаете на обочину. Следите, чтобы задние колёса оставили дорогу. Включив первую передачу и усиленно газуя, поворачиваете колёса так, чтобы получить поворот на 90 градусов.
Помните, что излишняя скорость снизит возможность выполнения необходимых манёвров и повысит шанс столкновения с препятствием. Техника поворотов на высокой скорости, заключается в следующем: поворот начинается с внешней стороны изгиба или угла, затем вы смещаетесь на внутреннюю сторону дуги. Так вы добиваетесь наиболее прямой линии движения. Всякое торможение начинается заблаговременно до поворота, пусть инерция вынесет вас до наибольшей крутизны поворота. Тогда нажмите на педаль акселератора. Никогда не тормозите во время самого поворота. Никогда не следует резко тормозить, если автомобиль не оснащён антиблокировочной системой, иначе автомобиль утратить сцепление с дорогой, и вы потеряете управление. Если вам придётся резко затормозить, то быстрое покачивающее движение руля выведет вас на прямую и не позволит застопориться колёсам (включая автоматику).
УХОД ЗАДНИМ ХОДОМЭтот манёвр применим, если засада замечена на достаточно большом расстоянии, а дорога сзади свободна. Маневрируя задним ходом, смотрите, где можно развернуться или уйти на перпендикулярные дороги.
ПРОЕЗД СКВОЗЬ ПРЕПЯТСТВИЕ (ТАРАН)Данный манёвр применяется в двух ситуациях:
- нападающая сторона вынудила съехать с дороги автомобиль охраняемого лица или преграждает ему путь;
- нападающая сторона неожиданно устроила засаду на дороге.
Этот манёвр выполняется следующим образом:
- нацеливаетесь автомобилем на ту часть препятствия, у которой наименьший вес (задняя часть автомобиля, за исключением тех марок автомобилей, у которых двигатель расположен в задней части);
- угол столкновения с препятствием должен быть 45-90 градусов;
- удар наносится в последнюю четверть плоскости препятствия;
- на расстоянии 8-12 метров от препятствия, нажимаете на педаль газа и не отпускаете (при этом думать не о столкновении, а о том, как быстрей проехать сквозь препятствие) крепко держа рулевое колесо;
- вжаться в водительское сиденье, приготовиться к умеренному по силе удару.
КОГДА НЕТ ВЫХОДАЕсли вы заблокированы спереди и сзади, а ваши противники уверены в успехе, они могут снизить бдительность. Этим можно воспользоваться. Нужно предпринять следующее:
1. Расположить автомобиль так, Чтобы он наилучшим образом смог прикрыть ваш отход из-под огня засады.
2. Если возможно откройте двери и высадитесь из машины, прикрывая охраняемое лицо, в сторону противоположную нападению.
ОТСЮДА